Фания Гараева
Особенности формирования фонетической и грамматической стороны родного языка.
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление по обмену опытом на региональном семинаре для учителей- логопедов по теме:
I. Особенности формирования фонетической стороны речи.
Каждый язык имеет свою фонетическую систему, свои особенности, отличия, совпадения. Фонетические явления, свойственные одному из них, отсутствуют в другом, и это становится причиной длительного акцента в речи людей, практически этим языком владеющих. Так, например, современный татарский алфавит состоит из 39 букв (русский – 33 буквы). Названия букв в татарском языке такие же, как и в русском. Но чтобы отразить своеобразие фонетической системы татарского языка были приняты дополнительно еще шесть букв:, , – гласные;, , – согласные.
Публикация «Особенности формирования фонетической и грамматической стороны родного языка,» размещена в разделах
В татарском языке 9 гласных звуков (фонем) (в русском языке – 6, которые почти все составляют твердые и мягкие пары: А -, У –, Ы – Э, О -, И. Гласные звуки подразделяются на твердые – А, У, Ы, О и мягкие -, , Е,, И: твердость или мягкость гласного звука в последующих слогах определяется первым слогом. Таким образом, татарское слов или только твердое, или только мягкое. Исключением являются сложные и заимствованные слова.
В татарском языке 28 согласных звуков. Многие согласные почти не отличаются от русских звуков, но существуют и специфические согласные
(W, Ч,, К,, Г,, , .)
Согласный звук W- графически обозначается как в, у- (авыл- аwыл). Образуется округлением губ.
Если в русском языке буква В обозначает звуки В, В', то в татарском языке она обозначает три звука: в, в', w, что значительно расширяет объем работы по данному звуку.
Согласный - звонкая пара ч. (илк- чилк). Щелевой образуется в передней части языка, напоминает несколько мягкую аффрикату дж (ир, ыр).
Согласный - глухой щелевой согласный, образуемый сближением стенок глотки: йкл, шр.
Согласный - мягконёбный носовой звук, при произнесении которого задняя часть языка касается мягкого нёба, язычок закрывает вход в полость рта, и воздушная струя проходит через нос, получая носовой оттенок: аа, миа.
Таким образом в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей реализуются задачи в области формирования звуковой стороны речи :
• Используя различные способы и приемы постановки, автоматизации и дифферециации звуков у детей формируется правильное, четкое произношение всех звуков татарского языка как в изолированной позиции, так и в составе слова;
• Учить овладевать основными фонетическими противопоставлениями татарского языка- твердостью- мягкостью гласных звуков и глухостью- звонкостью согласных, показывая их смыслоразличительную роль;
• Развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков для подготовки к элементарному звуковому анализу татарских слов;
II. Особенности формирования грамматического строя и связной речи.
Грамматический строй также имеет свои особенности. Остановимся на некоторых из них:
- вопрос кто? задается только человеку, а на все остальные (независимо одушевленные или неодушевленные) отвечают на вопрос что?
- имеется категория принадлежности, обозначающей принадлежность предмета к определенному лицу. Где русский скажет моя книга, татарин оформить эту мысль одним словом, при помощи особого аффикса китаб-ым.
- в татарском языке нет грамматического рода, нет глагольного вида.
- прилагательные и числительные перед существительными не изменяются:
згр майка- голубая майка
згр клмк – голубое платье
згр ччк- голубой цветок.
- четкое подразделение гласных на твердость и мягкость обусловливает в татарском языке закон сингармонизма, суть которого сводится к следующему татарское слово или только твёрдое, или только мягкое. Например: сугыш- чан-лаш- ты- рыл- ган- лык- тан- дыр, ки- тер- м- гн- нр-ме.
- в татарском языке существует гораздо более твердый грамматический порядок слов, чем в русском. В простом повествовательном предложении основным законом является постановка сказуемого на самый конец предложения: мин илк ярата.
В области грамматики и лексики решаются следующие задачи:
* обеспечить постепенное овладение детьми лексическим объемом импрессивной и экспресивной речи;
* активизировать употребление новых слов в различных синтактических констукциях и навыки грамматического оформления высказываний речи, организуя соответствующие игровые ситуации;
* учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры;
* учить обозначать множественность предметов, используя оканчания частей речи: - лар, лр, нар, нр;
* учить детей самостоятельно строить фразы различной слож
ности для описания различных ситуаций;
* развивать диалогическую и монологическую речь детей на родном языке;
ВЫВОД. Знание специфических особенностей татарской речи и соответствующее им планирование и использование своих методических разработок обечпечивают высокую результативность коррекционно- образовательного процесса.