Мещанова Татьяна
Особенности двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие основных движений составляет важную задачу современного педагогического процесса. Формирование двигательных умений и навыков осуществляется в единстве с воспитанием физических качеств. Физические качества - это определенные стороны двигательных способностей человека : сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость.
Формирование двигательного навыка (от лат. formare образовывать) - это процесс формирования способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля. Психофизиологические аспекты формирования двигательных навыков и умений стали предметом исследования таких физиологов, как П. К. Анохина, В. М. Бехтерева, А. В. Запорожца, И. П. Павлова, И. М. Сеченова и др. [8, с. 34].
Публикация «Особенности двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Педагогические аспекты формирования двигательных навыков и умений рассмотрены в трудах Е. А. Аркиной, А. И. Быковой, Е. Г. Леви-Гориневской, Д. В. Хухлаевой, П. Ф. Лесгафта, и многих других исследователей [8, с. 37].
Эффективное решение этой задачи зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания такой развивающей среды, которая способствовала бы физическому развитию дошкольников.
Обучение ребёнка движениям, как отмечает Ю. Ф. Луури осуществляются в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку. Эффективность обучения двигательным действиям зависит от того, насколько соблюдается в нём объективная последовательность действия и соответствующих компонентов функциональной системы в целом [11, с. 34].
По мнению Н. А. Фомина, при формировании двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Оно представляет собой действие, не доведённое до значительной степени автоматизации [24, с. 31].
Для выработки первоначального умения, отмечает М. И. Фонарева, характерно наличие следующих факторов: постоянная концентрация внимания в процессе действия; относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движением; относительная изменчивость техники движений, а иногда и нарушение её; маловыраженная слитность движений и обусловленная этим растянутость их во времени [25].
Навык возникает на основе умения и вместе с тем сам является основой для возникновения новых умений. Значительный вклад в понимание формирования двигательных навыков в процессе обучения внесли теоретические исследования Н. А. Бернштейна. Он доказал, что под воздействием двигательных действий организм делается сильнее, выносливее, ловчее, искуснее. Это свойство организма назвали упражняемостью [1, с. 9].
Повторение двигательных упражнений нужны для того, чтобы раз за разом, каждый раз всё удачнее, решать поставленную двигательную задачу и тем самым доискиваться наилучших способов её решения. Повторные решения этой задачи нужны ещё и потому, что в естественных условиях внешние обстоятельства не бывают в точности одинаковыми, так же как и сам ход решения двигательной задачи не повторяется дважды подряд одинаково.
Всякое повторения движения, как указывает Н. А. Бернштейн, «есть повторение без повторения» [1, с. 14].
Построение навыка, согласно Э. Я. Степаненковой, «является смысловым цепным действием, в котором нельзя пропускать ни одного звена.
Формирование двигательного навыка находится под контролем нервной системы и представлены в ней многоуровневой системой управления двигательным действием. Любой двигательный акт может быть построен только благодаря строгой иерархии уровней мозга» [22, с. 28].
Любое выполнение движения, по мнению Н. А. Бернштейна, есть индивидуализированное «повторение без повторения». Каждое движение ребёнка - своеобразно. Оно несёт в себе реализацию всё новых и новых потенциальных двигательных возможностей детей, отражая вместе с тем и новый уровень их приспособительных реакций [1, с. 7].
Итак, двигательные умения и двигательный навык, согласно Ю. Ф. Луури, Н. А. Фоминой, М. И. Фонаревой, Н. А. Бернштейна, Э. Я. Степаненковой, являются последовательными ситуациями на пути формирования двигательного действия. В результате неоднократного повторения двигательное умение автоматизируется и превращается в двигательный навык.
Младший дошкольный возраст - важный период развития движений ребенка. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, влияет на развитие психики, связывает его с окружающей средой, ведь дети в возрасте от 3-х до 6 лет проходят нелегкий путь накопления жизненно необходимых умений, навыков и привычек. При этом стоит отметить, что особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, это существенно влияет на организацию занятий по физической культуре (и в смешанной по возрасту группе) [3, с. 77].
На третьем году жизни ребенка развитие движений у него преобладает над развитием других функций. Малыши овладевают всеми основными движениями, совершенствуется ходьба, начинается выравнивание длины последовательных шагов, возникает прямолинейность направления передвижения. В этом возрасте детей привлекает усложненная ходьба: с преодолением препятствий в виде горки, лесенки, комбинированного мостика, на который можно подняться вверх и спуститься вниз, с перешагиванием через предметы и канавки. Малыши любят переносить предметы, выполняя с ними на ходу несложные действия. В этом возрасте происходит дифференциация ходьбы и бега. Со временем возрастает амплитуда движения, увеличивается длина шага. У трех-четырехлетнего ребенка скорость бега удваивается.
К четвертому году жизни завершается анатомическое созревание всей моторной системы ребенка. Меняется общий стиль двигательной деятельности.
Если дети 3-х лет несколько неповоротливы и медлительны в движениях, испытывают затруднения при передвижением из-за слабости мускулатуры ног и высокого расположения центра тяжести, то дети 4-х лет подвижны, свободно перемешаются в пространстве, движения их выразительны. Четырехлетний ребенок легко бегает, осваивает новые виды ходьбы, прыгает на одной ноге. У него прочно выработан механизм координации различных движений и поддержания равновесия [3, с. 78].
Итак, двигательный навык у детей младшего дошкольного возраста - одна из форм двигательных действий ребёнка. На основе знаний и опыта он приобретает умение выполнять то или иное двигательное действие, научается практическим способам и приёмам его применения. При неоднократных повторениях умение переходит в навык. Двигательный навык у детей младшего дошкольного возраста представляет собой такие формы двигательных действий ребёнка, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в результате обучения или жизненной практики. Ребёнку необходимо набраться опыта по разнообразно видоизменённой двигательной задаче, поставленной перед ним, и её внешнему окружению, и, прежде всего, по всему разнообразию тех впечатлений, с помощью которых совершаются сенсорные коррекции данного движения. Это необходимо для того, чтобы приспособится даже к незначительному и неожиданному изменению обстановки или самой двигательной задачи. Следовательно, двигательный навык, в частности, у детей младшего дошкольного возраста, это автоматизированная форма приобре-тённого двигательного действия, а, согласно А. И. Пуни, автоматизированное действие – «осознано по слову», то есть, ребёнок должен объяснить последовательность выполняемого упражнения [18, с. 26].
В становлении двигательного навыка у детей младшего дошкольного возраста важнейшую роль играет и нервная система. Для выработки двигательного навыка мозг нуждается в довольно долгом упражнении.
Итак, образование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста имеет огромное значение. Они предоставляют ему возможность выполнения движений с наименьшей затратой энергии и с наибольшим эффектом, обеспечивают рациональное использование его двигательных способностей. При этом разнообразие двигательной сферы детей этого возраста проявляется в свободных движениях и игре у малышей преобладают выразительные движения, выполнение которых не связано с большой точностью. Они совершаются свободно и естественно, в соответствии с физиологическими особенностями ребенка, индивидуальным темпом и ритмом, с плавным переходом от сокращения мышечных групп к их расслаблению.
Сила движений у детей мала, поэтому наиболее удаются им движения, не требующие преодоления сопротивления.
Выполнение упражнения на точность, требующее большой затраты энергии, вызывает у малышей быстрое утомление. Движения и связанные с ними ощущения - источник радости для детей. Естественная потребность в двигательной активности под влиянием взрослого постепенно преобразуется в потребность выполнять все более сложные и разнообразные упражнения.
На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями.
К трем годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать, с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему) [27, с. 58].
В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.
Правильное развитие у детей младшего дошкольного возраста невозможно без специальных педагогических воздействий. В младшей возрастной группе необходимо создавать благоприятные условия для выполнения различных упражнений, поддерживать радостное эмоциональное состояние у детей. Соответственно, движения детей младшего дошкольного возраста считаются правильными, если они, повторяя за воспитателем упражнение, воспроизводят лишь самое основное, осваивают движения в целом. Воспитатель упражняет детей в целостном выполнении движений, корректируя по мере необходимости отдельные, существенные для техники данного движения элементы. Делает он это ненавязчиво, используя опосредованные приемы. Например, если дети, бросая набивной мешочек, принимают исходное положение с обратной постановкой ног, воспитатель оказывает помощь практическим действием и показом [27, с. 59].
Таким образом, овладение особенностями двигательных навыков и основными движениями в младшем дошкольном возрасте – это важнейшее условие и средство общего развития ребёнка, формирование его психики, это показатель физического и психического здоровья ребёнка. К концу 4-го года ребенок уже обладает большим и прочным запасом разнообразных движений, который обусловливает свободу самостоятельных действий и уверенность в себе. Это позволяет воспитателю перейти к работе над качественной стороной основных движений детей. При этом активные движения у детей младшего дошкольного возраста не только повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, но и вызывают мобилизацию защитных сил организма. Кроме того, нормальное двигательное развитие у детей младшего дошкольного возраста способствует активизации психики и речи ребенка, которое в свою очередь стимулируют становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью.