Туяна Цыбенова
Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад «Багульник»
Цыбенова Туяна Валерьевна
учитель-логопед высшей категории
Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ
Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) внесла большие коррективы всем работникам образовательных учреждений. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны. Особенно это касается учителей-логопедов, для которых очень большую роль играет именно контакт с ребенком.
Темочки:
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
Специалисты коррекционного обучения, работающие с детьми с ОВЗ понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с речевыми нарушениями, аутизмом, сведет наши усилия на нет. В данной ситуации для нас возникает необходимость дистанционного обучения. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.
У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.
Так, например, Минпросвещения России совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/). На сайте ИКП РАО создан специальный раздел, где будут размещаться обучающие материалы для педагогов и родителей. Здесь родители детей с особыми образовательными потребностями могут задать вопросы ведущим специалистам в области коррекционной педагогики и психологии, получить консультацию.
Кроме организационных трудностей, в дистанционной работе с детьми с ОВЗ имеются свои особенности.
К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки. Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС). В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана.
Для дистанционного обучения предлагаются различные платформы. Часто используются ZOOM, MEET, Вайбер. В своей работе использовала приложение Вайбер, электронную почту. В данное время начинаю изучать платформу МЕЕT для удобства в использовании с детьми и родителями при выполнении различных видов работ и задач.
Личный опыт работы дистанционного обучения доказывает, что тесная и сплоченная работа с родителями по устранению речевых нарушений положительно влияет на ребенка. Если же в обычном режиме родителям не хватало времени и недостаточно владели определенными знаниями и умениями, то в данном режиме они являлись главными помощниками как для ребенка, так и для логопеда.
Результаты входной диагностики по нарушению звукопроизношения у детей подготовительной группы показывают, что с нарушениями свистящих и сонорных звуков составляет по 5 детей (38%, шипящих звуков - 3 ребенка (24%). Во время дистанционного обучения были составлены расписание и график занятий детей, которые были гибкими. Для плодотворной дистанционной работы приходилось идти навстречу родителям. Многие родители не имели возможности выйти на связь в течение рабочего времени, так как находились на работе. В некоторых случаях дети посещали дошкольное учреждение. Поэтому с некоторыми детьми приходилось заниматься в вечернее время. Возникали технические проблемы: плохая связь, один телефон или ноутбук делить со старшими, которые учились в школе. При этом каждый ребенок обязательно соблюдал свое расписание и время проведения занятия.
Занятия проводились при обязательном присутствии взрослого, то есть одного из родителей. Перед занятием преждевременно направлялись социальную сеть необходимые условия для проведения занятии, то есть приготовить зеркало, тетрадь, карандаш и т. д. После завершения встречи отправлялись каждому ребенку задания для работы. Задания направлялись с помощью электронной почты. Кто не имел возможности распечатать задания, они получали их в своем дошкольном учреждении у воспитателя. С воспитателями велась непрерывная связь для закрепления задании в саду для посещающих, консультации, советов, уточнения темы по НОД (обучение грамоте, развитие речи).
После завершения дистанционного обучения результаты по звукопроизношению детей наблюдалась положительная динамика. На этапе автоматизации свистящих звуков остался 1 ребенок (8%, шипящих звуков - 2 ребенка (15%) и большая часть детей подключились к работе над сонорными звуками (л, р). Процент с речевыми нарушениями уменьшился за счет индивидуального подхода к каждому ребенку и совместной работы с воспитателями и родителями.
В итоге можно быть уверенным, что те родители, которые больше внимания уделяли дистанционному обучению добьются больших результатов. Потому что они убедились в значимости наших коррекционных занятий. Конечно, были моменты, при проведении занятий возникали проблемы. Это техническая проблема (плохая связь, отсутствие смартфонов, ноутбуков,, отъезд детей к бабушкам и дедушкам, где отсутствовал интернет.
Большие трудности возникают при работе с детьми с ОВЗ. Для таких детей необходим контакт. У этих детей плохо сформированы психические процессы, нуждаются в постоянном живом общении, при работе наглядным пособием. Поэтому никакое дистанционное обучение не заменит традиционное очное коррекционное занятие при работе с детьми с ОВЗ.
https://lh3.googleusercontent.com/Y7pNOdOPcaK7LM7pDlY2y2FLY3JB9aEuifjLJaYPT_-ERZ0DD63CZScySpHM4wNgVYfxjc8Pu3V-h2g2qMaUN_WMI7hrtHmS5cHjzauIDdCwUxs363Rj3Ub6E80bcgo32YKzkTGJ