Ираида Вощинина
Особенности детско-родительских отношений в семьях воспитанников ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В современной системе дошкольного образования проблема детско-родительских отношений сохраняет свою актуальность и привлекает повышенное внимание. Это обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом взаимодействие с родителями приобретает большое значение в образовательном процессе и рассматривается как важнейшее условие, обеспечивающее его эффективность. Именно поэтому необходимо более глубокое изучение детско-родительских отношений, рассмотрение их особенностей в дошкольном возрасте. Семья, как ближайшее социальное окружение ребенка, которое удовлетворяет жизненно важные для него потребности в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении являются важнейшим институтом социализации. В семье ребенок приобретает опыт социального и эмоционального взаимодействия, в семье формируются представления ребенка о самом себе, его навыки взаимодействия с другими людьми.
Публикация «Особенности детско-родительских отношений в семьях воспитанников ДОО» размещена в разделах
Изучение особенностей детско-родительских отношений в условиях дошкольной образовательной организации представляет большую значимость для эффективной организации работы с родителями. Семья является для ребенка первым проводником социального влияния, поскольку вводит его во все многообразие ролевого поведения родственных отношений, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействие на формирование привычек, черт характера, психических свойств. В связи с этим у ребенка формируются также определенные представления о родителях и определенное отношение к ним. Одной из характерных составляющих детско-родительских отношений является проявление родительских требований и запретов по отношению к ребенку. В дошкольном возрасте детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью для родителей и для ребенка, а также двойственностью в отношениях родителя и ребенка. У детей дошкольного возраста образ родителей и образ семьи в целом формируется постепенно. Представления, которые складываются у дошкольников, формируются в процессе непосредственного общения и находятся в тесной взаимосвязи с проявляемыми родителями требованиями, эмоциональными реакциями, поступками.
Для изучения особенности детско-родительских отношений в семьях воспитанников нашей группы мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; эмпирические методы: диагностические, методы качественного и количественного анализа результатов. Были взяты следующие методики: опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин, опросник «Особенности принятия родительской позиции» (Е. И. Захарова, А. И. Строгалина, методика «Цветик - восьмицветик» (С. В. Велиева). Процедура исследования включала в себя диагностику детей в индивидуальной форме. Результаты диагностики вносились в протокол и затем обрабатывались для дальнейшей интерпретации. Диагностика родителей осуществлялась в групповой форме, родители заполняли бланки опросников в письменном виде. Затем полученные результаты также обрабатывались для дальнейшей интерпретации.
Результаты нашего исследования показали, что наибольшее количество родителей, являвшихся респондентами в нашем исследовании, склонны к установлению отношений сотрудничества и доверия. Большинство родителей считают, что они достаточно хорошо справляются с задачами воспитания : учитывают потребности ребенка, стремятся их удовлетворить, осуществляют руководство ребенком, поддержку ребенка в ситуациях, когда это необходимо. Результаты изучения особенностей принятия родительской позиции показывают, что в системе детско-родительских отношений родители осознают и принимают не все аспекты проявления своей родительской позиции по отношению к ребенку. Это может оказывать, в том числе и негативное влияние на взаимоотношения, поскольку какие-то стороны отношений, которые нуждаются в корректировке не будут затрагиваться родителями и изменяться, в соответствии с чем могут возникать конфликты, недопонимание, противоречия в отношениях с ребенком.
Результаты наших исследований позволяют говорить о том, что восприятие ребенком родителей имеют разный характер. Основу этих различий составляет эмоциональное отношение и восприятие родителя с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка, эмоциональной близости, активности взрослого. Чаще всего дети старшего дошкольного возраста склонны к более позитивному восприятию матерей по сравнению с отцами, на это может влиять большая дистанцированность отцов, их меньшее участие в детско-родительских отношениях обусловлено разными факторами. В родительском отношении к детям старшего дошкольного возраста в целом преобладают положительные типы родительского отношения, такие, как принятие, кооперация. Дети старшего дошкольного возраста в свою очередь воспринимают родителей по-разному, у части дети преобладает положительное восприятие и мамы и папы, у части детей преобладает положительное восприятие мамы и нейтральное восприятие отца. Детей, которые бы преимущественно негативно оценивали обоих родителей, в выборке исследования не отмечалось, что свидетельствует о том, что восприятие родителей у детей дошкольного возраста также отличается и это может быть связано с особенностями родительского отношения к детям.
В дошкольном возрасте детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью для родителей и для ребенка, а также двойственностью в отношениях родителя и ребенка, в силу чего родительское отношение, родительские установки и родительская позиция оказывает серьезное влияние на общий характер детско-родительских отношений и на восприятие детьми родителей.
В соответствии с этими исследованиями мы сделали вывод. Необходимо разъяснять и показывать родителям то, что качество их всестороннего общения с ребенком влияет на развитие личности в целом. У ребенка создается образ семьи, образ родителей, который он перенесет в свою будущую взрослую жизнь.