Черноусова Юлия
Особенности детей с нарушением зрения
Особенности психофизического развития у детей с нарушением зрения
возраст от 1 до 3 лет;
Ребенок с нарушением зрения из-за отсутствия координирующей корригирующей движение функции зрения начинает отставать в развитии координации рук, что ведет к задержке развития мелких движений пальцев, развития моторики. Развития предметных действий заключается в значительно более медленном темпе их формирования, диспропорциональности между пониманием функционального действия и его практическим выполнением.
Публикация «Особенности детей с нарушением зрения» размещена в разделах
У детей длительное время сохраняются не дифференцированные движения, задерживает и развитие активного осязания. Первые специфические манипуляции и отдельные функциональные действия появляются у слепых после 2-летнего возраста. К концу 3-го года жизни еще не у всех бывает сформированной и становится ведущей собственно предметная деятельность.
В преддошкольном возрасте затягивается период ползанья, нередко наблюдается ползанье ногами вперед, чтобы защитить голову от ушибов. Замедляются темпы формирования движений. Ребенок еще длительное время оказывается несамостоятельным в передвижении в пространстве, а, следовательно, и недостаточно активным в познании окружающего мира. Движения нуждаются в серьезной коррекции.
В психологическом развитии в этот период главенствующее положение занимает речь, развивающаяся у ребенка с нарушением зрения теми же темпами, как и у зрячих, хотя по своему содержанию она более формальна и бедна конкретными связями с предметным окружающим миром.
Восприятие
- нет полноты, целостности;
- осязательно-двигательное и двигательно-слуховое.
Мышление
- сужены понятия;
- нет целостности;
- не имеют обоснованных суждений и заключений;
- словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих;
- практически-действенное при действии с предметами.
Речь
- медленное развитие;
- несоответствие слов и образов;
- формализм.
Память
- быстрое забывание;
-ограниченный объем;
- медленное запоминание;
- плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная;
- развитая словесно-логическая.
Внимание
- преобладание непроизвольного;
- переключение на второстепенные объекты и рассеянность;
- утомляемость;
- низкий объем;
- хаотичность и отсутствие целенаправленности.
Движения
- трудность в пространственной ориентировке и формировании двигательных навыков;
- снижена двигательная активность;
- нет точности и координации;
- двигательная расторможенность.
Поведение
- отсутствие целеустремленности и сдержанности;
- суетливость;
- низкая дисциплина и неорганизованность конфликтность;
- возможен невроз в виде неврастении.