Лучший педагог года

Особенности депривации познавательного развития детей-сирот второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Ковалева Юлия
Особенности депривации познавательного развития детей-сирот второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Второй год имеет особое значение в жизни ребенка. Овладение ходьбой, которая меняет весь его облик и способствует быстрому сенсорному развитию, формирование активной речи свидетельствует о том, что второй год является особым периодом раннего детства. Для него характерны высокая ориентировочная реакция, большая потребность в получении новых впечатлений, когда любая вещь как бы притягивает к себе. Такое поведение является ситуативным, т. е. ребенок проявляет инициативу для достижения желаемого.

Публикация «Особенности депривации познавательного развития детей-сирот второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка» размещена в разделах

Индивидуальные, эмоционально-деловые контакты взрослого с ребенком формируют у него такие личностные качества, как - глубокая привязанность к близким (т. е. к тем кто малыша окружает). Дети начинают адекватно относится к оценке их поведения.

Психическое развитие ребенка этого периода можно разделить на четыре этапа:

1-от1г. 1мес. до 1г. 3мес.

2-от 1г. 4мес. до 1г. 6мес.

3-от 1г. 7мес до 1г. 9мес.

4-от 1г. 10мес. до 2лет

Оценивая психическое развитие детей второго года жизни, выделяют несколько линий развития, которые в этом возрасте формируются наиболее интенсивно. Это понимание речи взрослого и развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами; развитие движений, развитие навыков самостоятельности.

Играя с различными дидактическими игрушками, малыш учится сравнивать, дифференцировать качества предметов, их форму, величину, цвет. Выделение формы как его основного опознавательного признака имеет большое значение для восприятия ребенка : уже в этом возрасте рекомендуется учить малыша различать форму: шар, куба. Сравнивать предметы контрастных и близких форм, подбирать по образцу предметы такой же формы.

Дети второго года жизни рано начинают определять величину предметов. Уже в 1г. 3мес. ребенок, играя с дидактическими игрушками (вкладышами, различает две контрастные величины; в 1г. 9 мес. группируют три-четыре контрастных по величине предмета (а затем и предметы, близкие по величине).

К двум годам дети подбирают по образцу и словесной инструкции взрослого предметы по цвету. Важным моментом здесь является то, чтобымалыши поняли задание, поэтому его нужно сделать мотивированным, например: подобрать варежки, палочки, шарики одного цвета, выбирая их среди пар, имеющих другой, контрастный цвет (к красному носочку подобрать красный, отличая его от синих и желтых).

Для детей этого возраста, воспитывающихся в домах ребенка характерна обостренность восприятия : ничего не проходит мимо их внимания-животные, птицы, транспорт, игрушки, новая одежда. Все это очень важно для малыша- мозг получает новую информацию, которая необходима для его развития. И все же нужно помнить, что внимание ребенка еще носит непроизвольный характер. Малыша в этом возрасте нельзя заставить быть внимательным, но заинтересовать его можно многим.

Внимание ребенка привлекают изменения в окружающей обстановке: новые игрушки, машина, проехавшая за окном, музыка. Постоянно рассматривание окружающего переходит в наблюдение: увидев несколько раз, как взрослый убирает со стола, подметает, ребенок сам начинает выполнять в игре те же самые действия.

Память детей этого возраста носит непроизвольный характер и выражается в форме узнавания и воспроизведения. В большинстве случаев запоминание связано с эмоциональными переживаниями. Дети запоминают хорошо то, что поразило их воображение. Так, ребенок1г. 3мес. может хорошо запомнить место на прогулке, где он видел кошку. И затем каждый раз проходя около этого места, он будет показывать пальцем и кричать : «кись, кись».

У детей этого возраста важно формировать все виды памяти-зрительную, слуховую, речедвигательную, тактильную. Этому способствуют дидактические игры, музыкальные занятия, занятия по системе Монтессори,сенсорные занятия.

Недостаток сенсорных впечатлений у детей-сирот обедняет жизнь, резко снижает умственное развитие, его эмоциональную сферу.

Второй год жизни-это «сензитивный период» в развитии речи, когда наблюдается особая чувствительность к речевому обучению и речевое развитие протекает очень интенсивно. На втором году ребенок начинает подражать словам и фразам взрослого, понимать его речь. Растет его активный словарь, ребенок овладевает грамматическим строем языка, начинает пользоваться речью.

Понимание речи у детей, воспитывающихся домах ребенка, формируется с опозданием по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Для развития этого процесса характерно то,что до полутора лет интенсивно устанавливаются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Сначала они довольно слабые, и требуется специальные условия, чтобы они упрочились. Недостаточно прочна связь между отдельными анализаторными системами (двигательными, зрительными, слуховыми). Этим объясняется то, что иногда, даже если ребенок понимает задание взрослого, реагирует на него недостаточно правильно, т. е. ребенок смотрит на названный предмет, а рукой показывает на другой. В работе с детьми при формировании связи слова с предметом необходимо создать разнообразные условия, постепенно их усложняя.

Дети в этом возрасте могут понимать названия игрушек, предметов обихода, одежды; названия действий, которые они сами могут выполнять («возьми», «принеси», «посмотри» и т. д.). Малыши охотно справляются с одноступенчатыми и простыми инструкциями или поручениями взрослых(«Принеси шапочку», «Садись на свой стульчик»).

Постепенно кругозор детей расширяется, связи между предметами и словами становятся прочнее, благодаря чему с полутора лет дети начинают понимать речь взрослого, неподкрепленную ситуацией. С малышом уже можно говорить о том, что он в настоящий момент не видит. Ему можно пересказывать простые, но эмоциональные сказки, читать четверостишия, потешки. Нужно помнить, что по-прежнему большое значение имеет дальнейшее обогащение опыта ребенка.

Часто наглядная ситуация несет большее значение, чем слово взрослого. При рассматривании окружающего важно называть все, что видит ребенок : действия взрослых и детей, движения животных, транспорта, картинки в книге. Вопросы взрослого, обращенные к ребенку, заставят его обозначать воспринимаемое своими словами, а к концу второго года будут стимулировать и появление первых вопросов (какой? куда? что это). Речь взрослого начинает постепенно регулировать поведение ребенка.

Если до полутора лет ребенок воспринимает общее у однородных предметов, названным взрослым, то после полутора лет эта способность к обобщению находит выражение в его собственной речи

Для более прочной связи между предметом и словом хорошо предлагать подбирать предметы или их изображения таким образом, чтобы постепенно усилилось восприятие, а у ребенка при этом уточнялись представления о предмете. Так, для уточнения представления о собачке следует сначала ее показать с предметом контрастным. хорошо знакомым (черную собачку с машинкой,затем контрастным, но незнакомым (лягушка, потом-сходным по каким-либо признакам (белым зайчиком) и в заключение- близким по нескольким признакам (черной кошкой).

При сравнении двух предметов у ребенка уточняется представление о предмете, упрочняется связь между предметом и словом. В условиях дома ребенка, где ограничена связь с окружающим, такие занятия в какой-то степени ликвидирует этот дефицит.

В становлении функции обобщения особая роль принадлежитдвигательному аппарату.

Роль слова заключается в том, что в период до 1г. 6мес. необходимо определенное количество названий изучаемого предмета-не менее 20. Во втором полугодии для установления прочной связи между предметом и словом и дальнейшего обобщения необходимы качественные характеристики: «птичка летает, крылышками машет», «кошечка мяукает, лакает молоко», «жук ползет, жужжит».

В условиях дома ребенка важно избегать употребления стереотипных фраз, которые замедляют процесс обобщения, понимания и развития активной речи.

В первую половину второго года жизни у ребенка формируется очень важное для него умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако артикуляционный аппарат развит еще недостаточно, и в начале второго года жизни малыш произносит слова облегченно (би-би-машина, га-га-гусь).условиях дома ребенка важно избегать употребления стереотипных фраз, которые замедляют процесс обобщения, понимания и развития активной речи.

Важно помнить для детей домов ребенка характерны : быстрая утомляемость, отвлекаемость, недостаточная подвижность нервных процессов, которая выражается в длительных периодах (паузах, предшествующих речевым ответам). Если взрослый человек повторяет слово по просьбе другого через 0,4-0,6 секунды, у ребенка начала второго года жизни латентный период, предшествующий речевым ответам, достигает иногда 20-30 секунд. Нередки случаи, когда повторив несколько раз вопрос и не получив в течение 40 секунд, взрослый уже переходи к следующему заданию, а ребенок вдруг дает ответ на прежний вопрос.

У детей старше 1г. 6мес. ответы-последствия чаще возникают из-за трудности переключения на произнесение нового слова. Дети по инерции продолжают повторять прежнее слово, хотя педагог предложил произнести следующее

Поэтому очень важно, чтобы взрослый, давая для подражания такие облегченные слова, сопровождал их словами, произносимыми правильно. Для того,чтобы вызвать подражание словам при показе предмета или картинки, нужно помнить, что при этом происходит конкуренция зрительного, слухового, речедвигательного аппарата. Поэтому в момент зрительного восприятия ребенок не подражает. Лишь после того, как малыш перевел взгляд на лицо и губы взрослого и вновь слышит название предмета, он начинает подражать словам взрослого. Игры звуками в виде эха также вызывает у детей непроизвольное подражание. Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основе подражания обогащается словарь ребенка : к году он насчитывает 10 слов, к 1г. 6мес. -30, а к 2-м годам-300 слов. Постепенно изменяется вес речевых реакций. Так, от 1г. До 1г. 3мес. преобладающий речевой реакцией является лепет ребенка и его эмоциональные возгласы. В период с 1г. 3мес. до 1г. 6мес. увеличивается количество слов, произносимых облегченно, а лепет резко сокращается.

В возрасте от 1. г. 6мес. до 1.9мес. увеличивается количество слов, произносимых правильно, т. е. ребенок уже может сказать не «му-му», а «корова», хотя произношение слова еще несовершенно и понимают его лишь близкие люди. С 1г. 9мес. до двух лет в речи ребенка возрастает количество простых фраз. Важный момент в развитии речи- появление первых вопросов (что это? какая, отражающих развитие познавательной деятельности.

Лепет чаще возникает во время общей двигательной активности. Слова до 1г. 6мес. малыш произносит в момент сильной заинтересованности, при внезапном появлении предметов в поле зрения и т. п. Только после 1г. 6мес. дети начинают пользоваться словом и во время игры и при общении со взрослым.

К концу второго года речь начинает выполнять свою основную функци- общение с окружающими. Ребенок активно начинает пользоваться речью при общении с близкими взрослыми (это просьбы в чем-то помочь, вместе поиграть, и жалоба, и выражение какого-то желания, удивления, радости). К концу второго жизни детей начинают обращаться к сверстникам.

В этом возрасте дети уже могут отвечать на некоторые вопросы взрослого, связанные с сюжетом, изображенным на знакомой картине.

Необходимыми условиями развития речи ребенка является его игровая, двигательная активность, общение со взрослыми, организация специальных занятий, способствующих проявлению речевой активности. Важной задачей является формирование у детей потребности в речевом общениисо взрослыми; нужно помнить, что ребенок будет пользоваться речью, если у него есть в этом потребностьчто-то сказать взрослому. Поэтому очень важно относится к каждому слову малыша, обращенному к взрослому.

Особое значение для ребенка имеет развитие игры и действий с предметами. В начале второго года игра сводится к различным манипуляциям с предметами, которыми малыш начал овладевать в конце первого года жизни : он открывает и закрывает матрешку, ставит один кубик на другой, снимает и надевает кольца на стержень пирамидки. Манипулируя с предметами, он практически знакомится с их свойствами. Постепенно действия с предметами благодаря уже развитой способности подражания и развитию координации движений рук приобретают более сложный характер. Ребенок ставит кирпичики на узкую грань. Делает перекрытия, воспроизводит знакомые предметы (дорожку, ворота) и т. д. ; действуя с предметами, он учится сравнивать их, сопоставлять-он мыслит в действии.

В период с 1г. 3мес. до 1г. 6мес. ребенок начинает выполнять новые действия. Малыш воспроизводит то, что увидел сам, приглядываясь к действиям старших детей и взрослых : укладывает куклу в кроватку, кормит ее, близких взрослых. Это так называемые отобразительные действия, которые к концу второго года переходят в сюжетные игры, требующие ряда последовательных действий. Так как до полутора лет у ребенка доминирует зрительной восприятие, его опыт незначителен, игры неустойчивы, поэтому игры и материал для игр должен готовить взрослый. Уже с 1г. 6мес. до двух лет игра становится более устойчивой, ребенок совершает разные действия с одним и тем же предметом; если до полутора лет может заниматься одним видом деятельности 2-4 мин., то к двум-5-7мин., сопровождая свои действия словом.

Постепенно у детей второго года жизни формируется мышление. Играя, ребенок использует предметы-заместители, воображаемые предметы, при этом он подражает действиям взрослого, переносит свои действия в другие игровые ситуации.

Общение между детьми этого возраста носит своеобразный эмоциональный характер и отличается от общения со взрослым. Часто они вместе бегают, смеются, кувыркаются. Одновременно они учатся играть рядом, не отнимая игрушки друг у друга, хотя те часто привлекают их внимание: играют одной игрушкой вместе. Наблюдают за игрой сверстника, пытаются войти в его игру.

Дети эмоционально заражаемы, им быстро передается настроение сверстников как положительное, так и отрицательное. Роль взрослого заключается в обеспечении положительного эмоционального состояния детей.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни (осень) В сентябре идет прием детей, этот месяц отводится на адаптацию малышей к новым условиям, занятия с детьми не планируются. Октябрь. 1. «Позови.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни в весенний период Март. 1. Медвежата Цель. Продолжать обогащать представления детей о дикой природе, развивать речевую активность 2. Белочкино чаепитие.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни в зимний период Декабрь. 1. Рассматривание фотографий «На прогулке Осенью» Цель. Побуждать называть свое имя и имена детей группы. Развивать речь, как.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Тренажер из крышек «Цветная дорожка» для развития сенсорных способностей у детей в условиях специализированного Дома ребенкаТренажер из крышек «Цветная дорожка» для развития сенсорных способностей у детей в условиях специализированного Дома ребенка Развивающий тренажер «Цветная дорожка» Тренажер состоит из множества цветных крышечек, в монтированных в панель. В зависимости от цели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности депривации познавательного развития детей-сирот второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка
Опубликовано: 4 марта 2022 в 09:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности депривации познавательного развития детей-сирот второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ковалева Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД