Наталия Лякутина
Особенности адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям детского сада.
Лякутина Н. С.
МБДОУ «Детский сад №10 «Малютка», г. Тамбов.
Родители детей с синдромом Дауна, точно так же как и все мамы и папы, озабочены вопросом: какое будущее ожидает их детей? Чего же они желают для своих детей?
Публикация «Особенности адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
1. Уметь полноценно общаться как с обычными людьми, так и с людьми, возможности которых ограниченны. Иметь настоящих друзей среди тех и других.
2. Уметь работать среди обычных людей.
3. Быть желанным посетителем тех мест, куда часто приходят другие
члены общества, и участвовать в общих мероприятиях, чувствуя себя
при этом комфортно и уверенно.
4. Жить в доме, который соответствовал бы желанию и материальным
возможностям.
5. Быть счастливыми.
Для того чтобы научиться взаимодействовать с обычными людьми так, как надо, ребенок с синдромом Дауна должен посещать обычный детский сад и обычную государственную школу. Интеграция в обычную школу даст ему возможность учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем его мире. Задача педагогов ДОУ - помочь ребенку адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, чтобы пребывание среди сверстников ему было бы так же интересно, как и всем остальным детям.
Важную роль в жизни ребёнка с синдромом Дауна играет положительный опыт пребывания в детском саду. В группе ребёнок приобретает разнообразные знания, умения, навыки. Ребёнок узнаёт, что существуют определённые правила и дисциплина. Пребывание в группе дошкольного образовательного учреждения общего типа - это возможность для ребёнка с синдромом Дауна быть вовлечённым в основной поток сверстников.
Это возможность воспитываться в языковой среде с детьми,
более успешными в речевом развитии. В процессе обучения и воспитания
ребёнок отрабатывает навыки самообслуживания, навыки общей и мелкой
моторики, координацию движений, учится общаться с разными людьми.
Одно из наиболее ценных умений, которые ребёнок с синдромом Дауна
приобретает в детском саду это умение играть.
Игра является естественным средством развития и усвоения знаний: включаясь в группу, дети имитируют действия и поступки нормативных сверстников, учатся делать что-то прямо в процессе игры, они не только управляют происходящими событиями, но и инициируют их. Они учатся делать свой выбор и делиться игрушками с другими участниками игры.
Такие дети должны учиться действовать совместно с другими детьми. Чтобы процесс обучения и воспитания ребёнка с синдромом Дауна в группе дошкольного образовательного учреждение проходил для ребенка менее болезненно, воспитатель должен следить за тем, чтобы ребенка не обижали, чтобы окружающие не считали его ни таким как все. Однако сам педагог должен помнить о том, что данный ребёнок отстаёт от сверстников ему нужно давать простые поручения, чаще хвалить, не акцентировать свое внимание на неудачах, быть ближе к ребенку, чтобы он чувствовал теплое отношение педагога к нему, и ему было легче адаптироваться к новым условиям.
Для того, чтобы процесс вхождения ребенка в ДОУ проходил продуктивно и плодотворно как для самого ребёнка, так и для специалистов, необходимо составление индивидуальной образовательной программы.
Индивидуальная образовательная программа – это образовательная программа, которая составляется по итогам оценки уровня актуального развития ребёнка и определяет цели и задачи дальнейшей работы по его развитию. Целью программы является создание условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей (структуры дефекта ребёнка,
при включении его в группу дошкольного образовательного учреждения общего типа.
Таким образом, дети с синдромом Дауна так же, как и все дети, могут решать задачи умственного и физического характера, могут приобщаться к жизни группы детского сада, могут творчески выражать себя. В процессе обучения и воспитания они осознают возможности собственного тела, способны развивать мышечный тонус и координацию движений. Они находят новых друзей, получают удовольствие от совместной деятельности, испытывают удовлетворение от успеха при выполнении посильных упражнений и заданий. Для этого в работе специалистов и семьи необходима постановка чётких целей и задач, определение сроков их достижения с учётом особенностей развития ребенка.
Литература
1. Есипова Т. П. Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Новосибирск, 2010.
2. Кумин Либби. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна : руководство для родителей. М. : 2004.
3. Шапиро Е. И., Алексеева Е. А., Рыскина В. Л. и др. Интегративное обучение и воспитание детей с особенностями в развитии. Учебно - методическое пособие Спб. : 2008.