МААМ-картинки

Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ

Виктор Куприянов
Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Тезисы к выступлению на областной научно-практической конференции руководителей и специалистов, реализующих адаптированные образовательные программы в условиях инклю-зивного образования и дошкольных групп ОГКОУ школ, школ-интернатов для детей с ОВЗ

Одним из наиболее актуальных направлений в образовании на современном этапе является реабилитация детей с ограниченными возможностями и, в частности, их социальная реабилитация.

Публикация «Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ» размещена в разделах

Социализация включает в себя развитие эмоциональных связей, общение с окружающими людьми. Для незрячих детей процесс социализации вызывает много затруднений, так как основными средствами познания окружающего мира становятся осязание и слух.

К моменту поступления в детский сад большинство детей с нарушениями зрения имеют комплекс проблем. Аффективные нарушения проявляются в изменении настроения, в неадекватных эмоциональных реакциях, трудностях произвольной регуляции поведения. Коммуникативные нарушения сопровождаются склонностью к психической изоляции, аутизации, повышению агрессивности, раздражительности в общении (Л. И. Солнцева, Л. И. Плаксина, И. Г. Кирилова). Поэтому важными задачами педагогов является формирование у слепого ребенка эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, неречевых средств общения (адекватных мимических проявлений, жестов, пантомимики). Тифлопсихологами отмечается тот факт, что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, пассивность, конформность, однако при правильной организации воспитания и обучения слепого и слабовидящего ребенка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора. В формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения. Интересы к определенным видам деятельности, успешно осуществляются и без зрительного контроля, они оказываются такими же глубокими, устойчивыми и действенными, как и у нормально видящих людей. Таким образом, содержательная сторона психики при развивающем обучении оказывается независимой от дефектов зрения.

Современные тифлопсихологи, изучая особенности развития незрячих и слабовидящих людей, приходят к выводу о том, что компенсаторные процессы, а также адекватное, специально организованное воспитание и обучение детей с нарушениями зрения и слепотой способны минимизировать негативное влияние нарушений развития на эмоциональную сферу.

Поэтому в работе делаю большой упор именно на развитие эмоционально – волевой сферы. Мной в соавторстве с узкими специалистами была разработана и внедрена в учебный процесс рабочая программа «Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников», целью которой является ознакомление детей с эмоциональными состояниями соответствующими возрасту, необходимых для дальнейшего развития личности, а также развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения.

Данная программа способствует формированию следующих «жизненных» и «академических» компетенций:

развитие представлений о себе и других людях, осознание общности и различий с другими;

формирование умения взаимодействовать с взрослыми и сверстниками,

выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и

делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских

ситуациях;

накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни;

овладение ребенком с ОВЗ основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации;

формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

Конечную цель социально - психологической реабилитации инвалидов по зрению сформулировал Т. Руппонен: «Достижение такого психологического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный дефект как одно из своих качеств, т. е. определенную индивидуальную характеристику, отличающую его от других, но не более того».

Результатом работы стало участие слепых детей в праздниках совместно со слабовидящими детьми: исполнение парных танцев, хороводов вокруг елки, успешное участие в соревнованиях, фестивалях и конкурсах, исполнение песен, чтение стихотворений для детей и родителей.

Публикации по теме:

«Иголочка». Логоритмическое занятие для детей 4–5 лет с нарушениями зрения Задачи: • Развивать слуховое внимание и восприятие • Совершенствовать у детей координацию речи с движениями. • Развивать у детей умение.

Формирование психологической безопасности у детей раннего возраста в условиях дошкольного образования Введение Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей.

Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения Консультация для педагогов «Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения» Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия.

Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения» Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения» Развитие познавательной деятельности детей с.

Особенности, организация и формы социально-психологической работы в психоневрологическом интернате Сложность организации работы психологов в психоневрологических интернатах обусловлена отсутствием общих методологических подходов в работе.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Особенности развития ребенка раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения По данным ВОЗ за последние годы заметно возросла рождаемость детей с различными зрительными нарушениями. А. И. Каплан, анализируя причины.

Планирование занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушениями зрения № занятия Раздел и тема занятия Задачи и разделы коррекционной программы (планируемые достижения воспитанников) Дата проведения Я и моё.

Развитие личностной и социально-психологической готовности детей к обучению в школе Занятие: "Ориентировка в пространстве" 1. Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по.

Развиваем элементарные математические представления у детей с нарушениями зрения Л. С. Выготский говорил о том, что понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ
Опубликовано: 22 января 2016 в 15:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Виктор Куприянов в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД