Приложение МААМ

Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Ольга Малышева
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный кон- такт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения [1, с. 170].

Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению» размещена в разделах

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т. е. адаптировать- ся. Термин «адаптация» означает приспособление.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой дея- тельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптиро- ваться к среде :

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно при- нимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее опти- мальным – избегающий [4, с. 32].

Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рож- дение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному ко вне утробному существованию требует корен- ной перестройки в деятельности всех основных систем организма – кровооб- ращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних услови- ях.

Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание, и совершенствование в течение определенного времени. В рамках этой системы уже после рождения у ре- бенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит од- новременно с формированием всей системы высшей нервной деятельности.

Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, созда- вая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям [1, с. 12].

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно по- дойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возмож- ности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подгото- вительная работа в семье.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает непра- вильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, ис- пытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его орга- нические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельно- сти детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, созда- ния у него уравновешенного настроения [3, с. 10].

Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ре- бенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Поведение ребенка под влиянием сложивших- ся привычек также приобретает индивидуальный характер. Незнание привы- чек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые «Программой воспитания в детском саду», научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочув- ствие малыша [5, с. 17].

Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении явля- ется тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педаго- гических воздействий на него в адаптационный период [6, с. 26].

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в груп- пе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрос- лым исчезает. Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов : возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.

Список использованных источников

Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. – М. : Просвеще- ние, 1993. – 170 с.

Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р. В. Тон- ковой-Ямпольской. – М. : Педагогика, 2004. – 232 с.

Волошина Л. Д., Кокунько Л. И. Современная воспитательная си- стема детского сада // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – С. 12 – 17.

Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ : Мето- дическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.

Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родите- лями // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. С. 18 – 21.

Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольного учрежде- ния. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 204 с.

Публикации по теме:

Профилактика дезадаптации детей к дошкольному учреждению в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Программа работы по сопровождению детей в период адаптации, в рассмотрение основных подходов ФГОС. «Профилактика дезадаптации детей к дошкольному.

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребёнок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, хотим.

Консультация для воспитателей ДОУ «Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Cоставил Воспитатель ДГ Моу-оош Забегина Т. С «Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Адаптация – сложный период.

Организация адаптационного периода к дошкольному учреждению у детей раннего возраста Игнатенко Светлана Александровна воспитатель младшей группы МДОУ «Детский сад №1 с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области».

Консультация «Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ» Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное.

Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению. Консультация для родителей Адаптация (от лат. аdaptayio) – приспособление.

Презентация к занятиям А. С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» №1 Презентация предназначена для работы педагога-психолога в ДОУ в период адаптации детей. Занятия составлены таким образом, чтобы облегчить.

Проект по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению «Идем в детский сад» Описание проблемы, на решение которой направлен проект Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы.

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Вопрос о помещении ребенка в ясли, как правило, встаёт перед родителями в связи с окончанием.

Условие успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению Детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями и сопровождается изменением поведенческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Опубликовано: 13 сентября 2019 в 22:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Малышева (УИ 2010385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД