Ольга Малышева
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный кон- такт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения [1, с. 170].
Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению» размещена в разделах
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т. е. адаптировать- ся. Термин «адаптация» означает приспособление.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой дея- тельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптиро- ваться к среде :
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно при- нимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее опти- мальным – избегающий [4, с. 32].
Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рож- дение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному ко вне утробному существованию требует корен- ной перестройки в деятельности всех основных систем организма – кровооб- ращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних услови- ях.
Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание, и совершенствование в течение определенного времени. В рамках этой системы уже после рождения у ре- бенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит од- новременно с формированием всей системы высшей нервной деятельности.
Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, созда- вая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям [1, с. 12].
Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно по- дойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возмож- ности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подгото- вительная работа в семье.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает непра- вильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, ис- пытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его орга- нические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельно- сти детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, созда- ния у него уравновешенного настроения [3, с. 10].
Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ре- бенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Поведение ребенка под влиянием сложивших- ся привычек также приобретает индивидуальный характер. Незнание привы- чек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые «Программой воспитания в детском саду», научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочув- ствие малыша [5, с. 17].
Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении явля- ется тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педаго- гических воздействий на него в адаптационный период [6, с. 26].
Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в груп- пе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрос- лым исчезает. Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов : возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.
Список использованных источников
Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. – М. : Просвеще- ние, 1993. – 170 с.
Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р. В. Тон- ковой-Ямпольской. – М. : Педагогика, 2004. – 232 с.
Волошина Л. Д., Кокунько Л. И. Современная воспитательная си- стема детского сада // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – С. 12 – 17.
Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ : Мето- дическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родите- лями // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. С. 18 – 21.
Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольного учрежде- ния. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 204 с.