татьяна ряполова
Профилактика дезадаптации детей к дошкольному учреждению в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Программа работы по сопровождению детей в период адаптации, в рассмотрение основных подходов ФГОС.
«Профилактика дезадаптации
детей к дошкольному учреждению
в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
воспитатель МДОУ №84. Ряполова Татьяна Юрьевна.
2017 учебный год
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи рабочей программы.
Темочки:
- Дезадаптация дошкольников
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей
4. Планируемые результаты освоения программы
5. Оценка результатов освоения рабочей программы.
6. Методики, технологии, средства воспитания.
7. Основная форма реализации программы
8. Учебно-методический комплекс к программе.
3
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако социальные условия вынуждает родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывает у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легко, необходима помощь семьи.
Актуальность:
Адаптация- это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитания детей раннего возраста не соответствует современным представлением о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно- ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Анализ деятельности в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатель не всегда готов оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, так же испытывает трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателя.
4
Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Цели и задачи реализации рабочей программы
- помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
-создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства.
-создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств ребенка.
Задачи:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие навыков взаимодействия со взрослыми (воспитатель, психолог);
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
- обеспечение психолого - педагогическкой поддержки и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, укрепление здоровья у детей.
Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период
5
начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
В раннем возрасте совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
6
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Планируемые результаты освоения программы
По результатам успешной адаптации ребенка к ДОУ у ребенка формируются такие качества как доброжелательность, общительность, инициативности, эмоциональная удовлетворенность от сотрудничества в процессе пребывания в группе с другими детьми. Целенаправленное формирование у ребенка соответствующих его возрасту форму общения со взрослыми и со сверстниками.
Развитие в игровой деятельности с предметами, с заместителями
7
Ребенок научиться пользоваться предметами обихода, постепенно приучать к самообслуживанию
Предоставление ему возможности самостоятельных действий.
Расширение круга общения будет воспитывать у ребенка доверчивость, открытость, умение ладить с людьми.
Открывается возможность для развития познавательной сферы ребенка.
Сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка. Задачи воспитания на адаптационный период
-создать для детей атмосферу психологического комфорта.
-организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
-формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
-воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
Закладывать основы будущей личности:
- воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
- закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
Оценка результатов освоения рабочей программы.
- стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
8
- проявляет интерес к сверстникам; и наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
- соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома на улице и старается соблюдать их.
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
- с пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
- проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
- с интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Методики, технологии, средства воспитания.
Вся работа с детьми 3-его года жизни, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. К проведению адаптационных
9
игр предъявляются определенные требования:
-игру повторяют в течение дня несколько раз;
-при введение новой игры знакомые игры повторяют;
-знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;
-игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций;
-продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организуют индивидуально, по количеству повторений;
-при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.
Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями.
В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей:
1. Знакомство. Ребенок, поступающий в МДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.
2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.
3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 3-его года жизни заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов происходит после 10, 20 и 60 дней пребывания детей в группе.
Степень адаптации:
Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон,
10
ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности.
Основная форма реализации программы :
Основная форма реализации данной программы – цикл игровых занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.
Цикл рассчитан на 4 темы по 3 занятия в каждой теме. Всего 12 занятий. Каждое занятие проводится в 2-3 этапа.
Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно – игровым сюжетом. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений, из которых состоит занятие, варьируется психологом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т. п.
Продолжительность занятий: 20 минут (тематически итоговое – 30 минут) Эффективный режим проведения: 2 раза в неделю.
Наполняемость группы: 5-7 человек.
Каждое из занятий повторяется по 3-4 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
11
Методы:
1. Игротерапия ( игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки, «ладушки», «догонялки»)
2. Элементы психогимнастики;
3. Элементы арт-терапии: рисование
4. Элементы танцевальной терапии;
5. Элементы сказкотерапии.
Структура занятия:
Основные части занятия Время Наименование составных частей Повторяемость
I 2 мин. Приветствие Каждое занятие
II 5 мин. Упражнение на установление контакта взглядов/физического контакта/обмена эмоциями Каждое занятие
III
1 мин.
10 мин.
10 мин. Основная часть:
1. Введение тематического персонажа
2. Повтор игр, новая игра
3. Совместная деятельность детей
1 раз в три занятия
Каждое занятие
1 раз в тему
IV 2 мин. Прощание Каждое занятие
12
ПЛАНИРОВАНИЕ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ
№ЗАНЯТИЯ
ТЕМА 1 ЗАНЯТИЕ 2 ЗАНЯТИЕ 3 ЗАНЯТИЕ
«Солнышко» Упражнение на установление контакта:
«Знакомство» «Волшебное зеркало» «Ласковое имя»
Ввод персонажа:
Воздушный шарик-солнышко
Повтор игры
«Солнечный зайчик»
Повтор игры
«Поиграем вместе»
Игра «Поиграем вместе»
Игра
«Прятки с солнышком» Игра
«Солнышко и дождик»
Игра «Солнечный зайчик» Совместная деятельность
«Наше солнышко»
«В лесу» Упражнение на установление контакта:
«Ласковый ребёнок» (посмотреть в глазки) «Ласковый ребёнок» (улыбнуться) «Ласковый ребёнок» (хлопнуть в ладоши)
Ввод персонажа:
Тема-лес
«Верёвочка»
Повтор игры
«Медвежонок»
«Пары»
Игра «Кто к нам пришёл?»
Повтор игры
«Кто к нам пришёл?» «Паровозик и вагоны»
Игра «Кто лучше разбудит» Повтор игры
«Кто лучше разбудит» Игра «Листочек падает»
Игра «Медвежонок»
Совместная деятельность
«Разноцветные лепестки»
«Птичка» Упражнение на установление контакта:
«Ласковая цепочка»
(дотронуться до руки) «Ласковая цепочка» (пожать ручку) «Ласковая цепочка» (погладить по головке)
Ввод персонажа:
Игрушка-птичка
Повтор игры
«Воробушки»
Повтор игры
«Прятки с воробьём
Игра
«У птички болит крылышко»
Игра «Птицы и авто»
Игра «Воробушки»
Игра «Прятки с воробьём» Совместная деятельность
«Гнездо для птички»
«Петрушка» Упражнение на установление контакта:
«Покажу как я люблю»
(мама-дочка/сыночек)
«Покажу как я люблю»
(бабушка/дедушка-внук/внучка) «Покажу как я люблю»
(ребёнок- животное)
Ввод персонажа:
Переодетый взрослый Повтор игры
«Делай как я»
Повтор игры
«Встаньте, дети, встаньте в круг»
Игра «Делай как я» Игра «Делай как…»
Игра «Все захлопали в ладоши»
Игра «Встаньте, дети, встаньте в круг»
Игра «Прятки с Петрушкой» Совместная деятельность
«Дружные ладошки»»
Сказка
«Знаешь, как я тебя люблю?»
13
6. Методическое обеспечение программы
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
№
п/п Автор (ы) Заглавие Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. Вид издания, гриф Кол-во экз.
1. А. С. Роньжина
Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению М. :Книголюб, 2006. - 72 с. Пособие 1
2. О. Г. Заводчикова
Адаптация ребёнка в детском саду М. : Просвещение, 2007. - 79 с. Пособие 1
3. Е. О. Смирнова Дети раннего
возраста М. : Педагогический университет Первое сентября, 2010 Лекцион-ные материа-лы 1
14
6.1.2. Дополнительная литература
№
п/п Автор (ы) Заглавие Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. Вид издания, гриф Кол-во экз.
1.
Р. Граббет
Игры для малышей от 2 до 6 М. :РОС-МЭН, 1999. Пособие 1
2.
Е. К. Лютова, Т. Б. Монина
Тренинг общения с ребенком (период раннего детства
СПб. : Речь, 2001.
Пособие
1
3.
Сост. Л. Н. Елисеева. Хрестоматия для маленьких: пособие для воспитателей детского сада
М. : Просвещение, 1987.
Пособие
4. Н. Д. Ватутина
Ребёнок поступает в детский сад М. : Просвещение, 1983 Пособие 1
5. А. С. Галанов
Я иду в детский сад М. : Школьная пресса Пособие 1
6. Ребёнок в детском саду Как помочь ребёнку в период адаптации 2003.-№3 Журнал 1
7. Обруч На пороге детского сада 1995.-№5 Журнал 1
15
6.2. Средства обеспечения для освоения программы
6.2.1. Аудио- и видео- пособия
Вид аудио- и видео- пособия Наименование пособия
Видео-фильм Кино-фильм Слайды Аудио-
пособие
- - -
Аудио СD-диск -«Классика для малышей»
-«Малыш на берегу»
(звуки природы)
-Чайковский «Детский альбом»
-«Крылатые качели»
(сборник детских песен)
-«Прекрасное далёко»
(сборник детских песен)
6.2.2. Наглядный материал
Картины, предметные картинки,
Модели, сигнальные карточки Литература
для детей
-
- И. Ф. Карнаухова «Рассыпушки»
В. Ветрова «Ладушки, ладушки»
И. П. Дайлидене «Поиграем, малыш»