Светлана Игнатенко
Организация адаптационного периода к дошкольному учреждению у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игнатенко Светлана Александровна воспитатель младшей группы МДОУ «Детский сад №1 с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области»
Организация адаптационного периода у детей раннего возраста к дошкольному учрежде нию
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Организация адаптационного периода к дошкольному учреждению у детей раннего возраста» размещена в разделах
Прежде всего, педагоги ДОУ и родители должны осознавать необходимость совместной работы, которая начинается до прихода ребёнка в детский сад. Что бы процесс адаптации протекал благополучно и эффективно, необходимо применение поэтапного перехода ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.
Первый этап – подготовительный. Он должен начаться за 4 – 5 месяцев до первого приема малыша в группу. На данном этапе идёт работа с родителями, она заключается в информативном сопровождении и анкетировании.
В последнее время, в нашей стране, как и во многих других странах, практикуется посещение педагогом семьи ребёнка. В привычных для него условиях происходит знакомство с малышом и налаживание контактов с родителями. Педагогу будет легче спланировать процесс адаптации, если он заранее будет осведомлён об индивидуальных особенностях ребёнка, психофизическом состоянии, его темперамента и предпочтения в еде, играх, игрушках. Педагог может предложить родителям заранее начать подготовку к посещению ДОУ и приблизить свой режим к режиму дня детского сада, провести беседу с родителями о том, как привить ребёнку положительное отношение к детскому саду.
Ещё одна из форм подготовительного периода - посещение ребёнком и родителями детского сада, знакомство с воспитателями и детьми во время прогулки на детской площадке. Желательно, что бы такие посещения были регулярными, в течении нескольких недель до поступления малыша в детский сад, но не длительными. Цель таких посещений - заинтересовать малыша, вызвать желание прийти ещё раз.
На первом этапе, за три – четыре месяца до приёма детей в группу, целесообразно провести собрание совета родителей. На собрании родители получают необходимую информацию о работе учреждения, режиме дня, занятиях, знакомят с воспитателями и их помощниками, проводиться экскурсия по территории детского сада. Задача психолога рассказать родителям о возрастных особенностях детей, о том, как вести себя с малышом в этот непростой для всех период узнают, что у каждого ребёнка свои сроки адаптации и зависят они от индивидуальных особенностей развития малыша. Получают рекомендации о том, как лучше подготовить малыша к поступлению в детский сад:
- приблизить домашний режим к режиму группы
- ввести в рацион малыша блюда из меню дошкольного учреждения
- приучать ребёнка к самостоятельности и самообслуживанию
- расширить ближайшее окружение ребёнка
- формировать у ребёнка позитивное отношение к детскому саду, расширять рамки социального опыта малыша.
Сформировать представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на сайте дошкольного учреждения, стендах, в родительских уголках. Необходимо, чтобы информация отражала текущие события, рассказывала о жизни в детском саду. Информация должна быть своевременной и полезной.
За несколько дней, до приёма детей в группу, проводиться второе родительское собрание, оно носит чисто организационный характер.
С момента поступления малыша в дошкольное образовательное учреждение начинается второй – основной этап адаптационного периода.
Задача специалистов дошкольного учреждения – помочь родителям адаптировать малыша. Только правильно расставленные акценты помогут решить эту злободневную задачу. Задача родителей – правильно подготовить ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение, всячески поддерживать, поощрять его в период адаптации [11, с. 116].
Бывает так, что в первый день посещения детского сада, малыш спокоен, общителен и, казалось бы, независим от родителей, но не стоит маме оставлять ребёнка даже на короткий период времени, а тем более на целый день. Малыш может почувствовать себя брошенным, а чувство одиночества может возвратиться спустя несколько дней.
Не всегда родители знают, как правильно вести себя в период адаптации, поэтому педагоги ДОУ должны подробно объяснить о трудностях, ожидающих их в процессе адаптации и путях их преодоления.
В последнее время хорошо зарекомендовала себя такая форма работы с родителями и детьми, как группы кратковременного пребывания. Педагоги ДОУ помогают малышам постепенно, ненавязчиво и непосредственно войти в жизнь детского сада и получить автономность от мамы. С родителями проводиться определённая работа по проблемам адаптации, воспитания и обучения детей. Выделяют следующие ступени процесса привыкания малыша и его автономности от матери:
- «мы играем вместе с мамой»
- «я играю сам, но мама рядом»
- «я немножко поиграю один»
- «мне хорошо здесь, я могу остаться без тебя».
Разберём подробнее перечисленные этапы.
1. «Мы играем вместе с мамой» - мама является опекуном и защитником ребёнка, побуждает его к игре, и сама принимает активное участие во всех его играх. На данном этапе мама и ребёнок неразрывно связанны друг с другом.
2. «Я играю сам, но мама рядом» - постепенно малыш начинает осознавать, что новая для него среда не опасна. Он начинает проявлять интерес к игрушкам, все новое привлекает его внимание, вызывает интерес, что побуждают отходить его от матери, но лишь на «безопасное» расстояние. Мама находится рядом и не выходит из поля зрения малыша.
3. «Я немножко поиграю один» - и вот наступает день, когда малыш проявляет желание играть самостоятельно. Он просит о маму подождать его в сторонке пока он играет с педагогом и детьми, у него появляются любимые игрушки и игры. Мама может уйти, но не на долго, предварительно предупредив малыша об этом. После того, как мама вернётся педагог акцентирует внимание ребёнка на момент её возвращения. Время отсутствия постепенно увеличивается.
4. «Мне хорошо здесь, я могу остаться без тебя» - на этом этапе ребёнок, собираясь в детский сад испытывает положительные эмоции, он с радостью идёт в группу, спокойно расстаётся с матерью в раздевалке. Активен в общении с взрослыми, детьми и их родителями, свободно ориентируется в группе и помещении детского сада.
Это завершающий этап в процессе становления психологической автономности ребёнка. Далее необходимо время для её укрепления, для этого необходима стабильность в работе группы [10, c.59].
Критерии завершения периода адаптации это - физическое и эмоциональное самочувствие ребёнка, его доброжелательное отношение к педагогам и сверстникам, увлечённость игрой, отличный аппетит и спокойный сон.
Литература:
1. Аскарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Медицина, 1977. – 302 с.
2. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. - 2002. - №3. - С. 31-35.
3. Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
4. Буре Р. Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О. Л. Зверевой. - М. : Просвещение, 1994. - 226 с.
5. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. - М. : Просвещение, 1993. - 170 с.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии /Л. С. Выготский //СОЮЗ. – 2012. – 224 с.
7. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. - М. : Просвещение, 2007. - 79 с.
8. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. /М. И. Лисина –СПб. : Питер, 2009. – 320с.
9. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева — М. : ВЛАДОС, 2010 — 172с.
10. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М. : Мозаика-Синтез. – 2007. – 160 с.
11. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трёх лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 144 с.
12. Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста. - М. : просвещение, 1987. - 432с.