Лучший педагог года

Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

Лашина Ольга Евгеньевна
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
▼ Скачать

Ключевые слова: детский сад, адаптация, воспитатель, ребенок, родители, взрослый.

Детский сад – новая ступень на жизненном пути практически каждого малыша. В этот возрастной период дети особенно чувствительны, привязаны к маме, к привычной домашней обстановке. Адаптация к условиям детского сада чаще всего проходит болезненно. Здесь, главная задача педагога помочь ребенку, что бы адаптационный период прошел как можно мягче. Залог успешной адаптации – это совместная работа «воспитатель – ребенок – родители». Сюда так же входят многие факторы: здоровья, развития нервной системы, коммуникативных навыков, навыков самообслуживания.

Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Термин «адаптация» (в переводе Аdaptatio - приспособление, прилаживание) – способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Детский сад и адаптация – два взаимосвязанных понятия. Процесс адаптации достаточно полезен для ребенка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни.

Что же представляет собой адаптация к детскому саду. Во – первых, она требует от ребенка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же, изменившиеся жизненные условия, а именно:

- отсутствие привычных взрослых;

- взаимодействие с другими ребятами;

- соблюдать режимные моменты детского сада,

- уменьшается количества времени на каждого ребенка, т. к. воспитатель одновременно общается со всей группой.

Так, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, таких как: нарушение сна, сниженный аппетит, апатия, агрессия и другие. Адаптация – сложный процесс, во время которого поведение ребенка может значительно меняться. По мере привыкания к детскому саду подобные проблемы пропадают или существенно сглаживаются.

Для того, что бы педагог получил информацию о степени «проблемности» ребенка, ему достаточно процесса первых наблюдений (это приблизительно 3-4 дня). В первые дни пребывания ребенка в группе является минимальным. Если процесс адаптации легкий, то укладывание на сон желательно проводить на шестой день пребывания в детском саду. Здесь педагогу нужно наблюдать, чувствовать, а так же принимать решение в зависимости от ситуации.

И так, выделим 3 степени адаптации и их основные особенности :

1. Легкая адаптация – 2 - 4 недели, характерен для большинства детей.

- ребенок без истерик идет в детский сад и заходит в группу;

- идет на контакт с ровесниками;

- имеет способность играть самостоятельно;

- умеет подстраиваться под распорядок дня;

- адекватно реагирует на замечания педагога;

- умение рассказывать о своих занятиях родителям.

2. Привыкание средней тяжести – срок не менее 1,5 месяцев, ребенок часто болеет и выражает негативные реакции.

- неохотно идет в детский сад;

- с трудом расстается с родителями;

- при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;

- редко является зачинщиком ссор;

- общается с ребятами и педагогом.

3. Тяжелая адаптация – от 2 месяцев. Некоторые из детей проявляют открытую агрессию, отрицательную реакцию при посещении садика, некоторые уходят в себя.

- не имеет желания контактировать с детьми;

- слезы, истерики при расставании с родителями;

- нежелание принимать пищу, соблюдать режимные моменты детского сада;

- замкнутость;

- агрессивность.

Обычно к возрасту 3 лет малыши достаточно легко отпускают от себя родителей и прочих значимых взрослых, но все же есть ситуации, когда ребенок и родители - единый организм. Родителям необходимо приучать малыша к их отсутствию последовательно и заблаговременно.

Некоторые рекомендации родителям, как облегчить расставание с ребенком:

1. Старайтесь привлекать ребенка к родительскому отсутствию, если это возможно. Если ребенок имеет контакт с другими взрослыми (а не только с мамой, тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.

2. После этого познакомьте малыша со своими близкими друзьями. Пусть они поиграют с ним в присутствии родителей, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребенком легче будет отлучаться. Следующее - выход на улицу. Дайте понять ребенку, что мама или папа уйдут в магазин, пока например, бабушка или тетя будет читать интересную книгу. Не отпрашивайтесь у ребенка, а будьте уверены в своих действиях.

3. Не называйте ребенка плаксой, капризой и любыми другими неприятными для него словами. Лучше, как можно чаще говорите ему какой он у вас общительный, жизнерадостный ребенок.

Что не следует делать:

1. Обманывать ребенка.

2. Убегать от ребенка тайком, даже если ребенок в этот момент с привычным для него взрослым.

3. Не сравнивайте с другими ребятами.

4. Не наказывайте садиком.

5. Не отправляйте в детский сад заболевшего малыша.

6. Не рекомендовано поощрять ребенка игрушками и сладостями за то, что он позволяет вам уйти куда-либо. Вы можете придумать для вашей семьи облегчающие расставание ритуалы. Это может быть поцелуй мамы, «положенный» в кармашек, обоюдная улыбка или просто обнимание.

Будьте уверены, «отпустите» своего ребенка и примите этапное становление своего малыша в сформированного человека!

Список использованных источников

1. Лукина, Т. А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей / Т. А. Лукина // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 3. – С. 46-49.

2. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : пособие для воспитателей дошкол. учреждений / К. Л. Печора. – Москва : ВЛАДОС, 2007. – 172 с. – ISBN 5-691-00911-7. – Текст: непосредственный.

3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2017. - 336 с. - ISBN : 5-7695-0034-4. – Текст: непосредственный.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе»Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе» У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации, у многих он проходит остро, поскольку маленькие дети за.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 20 октября 2022 в 08:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Лашина Ольга Евгеньевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД