Лашина Ольга Евгеньевна
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: детский сад, адаптация, воспитатель, ребенок, родители, взрослый.
Детский сад – новая ступень на жизненном пути практически каждого малыша. В этот возрастной период дети особенно чувствительны, привязаны к маме, к привычной домашней обстановке. Адаптация к условиям детского сада чаще всего проходит болезненно. Здесь, главная задача педагога помочь ребенку, что бы адаптационный период прошел как можно мягче. Залог успешной адаптации – это совместная работа «воспитатель – ребенок – родители». Сюда так же входят многие факторы: здоровья, развития нервной системы, коммуникативных навыков, навыков самообслуживания.
Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Термин «адаптация» (в переводе Аdaptatio - приспособление, прилаживание) – способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Детский сад и адаптация – два взаимосвязанных понятия. Процесс адаптации достаточно полезен для ребенка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни.
Что же представляет собой адаптация к детскому саду. Во – первых, она требует от ребенка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же, изменившиеся жизненные условия, а именно:
- отсутствие привычных взрослых;
- взаимодействие с другими ребятами;
- соблюдать режимные моменты детского сада,
- уменьшается количества времени на каждого ребенка, т. к. воспитатель одновременно общается со всей группой.
Так, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, таких как: нарушение сна, сниженный аппетит, апатия, агрессия и другие. Адаптация – сложный процесс, во время которого поведение ребенка может значительно меняться. По мере привыкания к детскому саду подобные проблемы пропадают или существенно сглаживаются.
Для того, что бы педагог получил информацию о степени «проблемности» ребенка, ему достаточно процесса первых наблюдений (это приблизительно 3-4 дня). В первые дни пребывания ребенка в группе является минимальным. Если процесс адаптации легкий, то укладывание на сон желательно проводить на шестой день пребывания в детском саду. Здесь педагогу нужно наблюдать, чувствовать, а так же принимать решение в зависимости от ситуации.
И так, выделим 3 степени адаптации и их основные особенности :
1. Легкая адаптация – 2 - 4 недели, характерен для большинства детей.
- ребенок без истерик идет в детский сад и заходит в группу;
- идет на контакт с ровесниками;
- имеет способность играть самостоятельно;
- умеет подстраиваться под распорядок дня;
- адекватно реагирует на замечания педагога;
- умение рассказывать о своих занятиях родителям.
2. Привыкание средней тяжести – срок не менее 1,5 месяцев, ребенок часто болеет и выражает негативные реакции.
- неохотно идет в детский сад;
- с трудом расстается с родителями;
- при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
- редко является зачинщиком ссор;
- общается с ребятами и педагогом.
3. Тяжелая адаптация – от 2 месяцев. Некоторые из детей проявляют открытую агрессию, отрицательную реакцию при посещении садика, некоторые уходят в себя.
- не имеет желания контактировать с детьми;
- слезы, истерики при расставании с родителями;
- нежелание принимать пищу, соблюдать режимные моменты детского сада;
- замкнутость;
- агрессивность.
Обычно к возрасту 3 лет малыши достаточно легко отпускают от себя родителей и прочих значимых взрослых, но все же есть ситуации, когда ребенок и родители - единый организм. Родителям необходимо приучать малыша к их отсутствию последовательно и заблаговременно.
Некоторые рекомендации родителям, как облегчить расставание с ребенком:
1. Старайтесь привлекать ребенка к родительскому отсутствию, если это возможно. Если ребенок имеет контакт с другими взрослыми (а не только с мамой, тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.
2. После этого познакомьте малыша со своими близкими друзьями. Пусть они поиграют с ним в присутствии родителей, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребенком легче будет отлучаться. Следующее - выход на улицу. Дайте понять ребенку, что мама или папа уйдут в магазин, пока например, бабушка или тетя будет читать интересную книгу. Не отпрашивайтесь у ребенка, а будьте уверены в своих действиях.
3. Не называйте ребенка плаксой, капризой и любыми другими неприятными для него словами. Лучше, как можно чаще говорите ему какой он у вас общительный, жизнерадостный ребенок.
Что не следует делать:
1. Обманывать ребенка.
2. Убегать от ребенка тайком, даже если ребенок в этот момент с привычным для него взрослым.
3. Не сравнивайте с другими ребятами.
4. Не наказывайте садиком.
5. Не отправляйте в детский сад заболевшего малыша.
6. Не рекомендовано поощрять ребенка игрушками и сладостями за то, что он позволяет вам уйти куда-либо. Вы можете придумать для вашей семьи облегчающие расставание ритуалы. Это может быть поцелуй мамы, «положенный» в кармашек, обоюдная улыбка или просто обнимание.
Будьте уверены, «отпустите» своего ребенка и примите этапное становление своего малыша в сформированного человека!
Список использованных источников
1. Лукина, Т. А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей / Т. А. Лукина // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 3. – С. 46-49.
2. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : пособие для воспитателей дошкол. учреждений / К. Л. Печора. – Москва : ВЛАДОС, 2007. – 172 с. – ISBN 5-691-00911-7. – Текст: непосредственный.
3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2017. - 336 с. - ISBN : 5-7695-0034-4. – Текст: непосредственный.