Елена Семёнова
Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье подняты вопросы адаптации у детей младшего
дошкольного возраста. Актуальность темы связана с недостаточным уровнем
понимания проблем адаптации младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: адаптация к детскому саду, домашний ребёнок
Переходы ребёнка, сначала к дошкольному, затем к школьному
возрасту, ставят главной задачей - адаптацию к изменяющимся условиям.
Публикация «Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду» размещена в разделах
Далеко не каждый ребёнок способен, не замечая преград,решить вопрос
адаптации. Новая деятельность, новые условия, социализация являются важными составляющими в формировании личности. Поэтому, проблема адаптации в детскому саду давно на примете у самых видных детских психологов.
На сегодняшний день существует достаточно широкое вовлечение
научного мира в исследования, касающиеся вопросов адаптации в детском саду, однако, очевидно, даже при использовании современных методик,
известные и применяемые педагогические технологии не получится довезти
до совершенства – необходимо минимальное выполнение условий развития социализации ребенка, которое зависит как и от таланта воспитателя или учителя, так и от самого малыша, его способностей, особенностей характера,
свойств прорывающейся и бурно развивающейся личности. Уже личности, Хоть и с детским лицом.
Мир ребёнка на первых этапах развития – это его родители, братья,
сёстры. Большую часть времени ребёнок проводил с мамой, которая постоянно оберегала, опекала и воспитывала. Шаг за шагом, развиваясь, неожиданно, ребёнок, который, очень вероятно, не подготовлен (прежде всего - родителями) к тому, что он не увидит маму в течение дня. Для малыша это – огромный стресс, который очень трудно преодолеть на первом
этапе. Незнакомые люди, незнакомая обстановка, общение с такими же ребятами может складываться совершенно по-разному. Все эти факторы необходимо учитывать, предугадывать, прогнозировать самим родителям. Ко времени подхода ребёнка к дошкольному возрасту, родители уже достаточно
хорошо чувствуют и понимают психику ребёнка, её развитие. Возможно, ему просто нужно привыкнуть к новому. Но возможно, что он ещё не готов.
Также в детском саду существуют различные правила и требования,
которые несколько отличаются от тех, привилегированных условий
существования, где учитывались все капризы ребёнка. Адаптация также идёт и по этим аспектам.
Общительный ребёнок в семье – не равно общительному ребёнку в
детском саду. Нужно понимать, какие условия для адаптации необходимо соблюсти ребёнку, чтобы комфортно общаться со сверстниками, само общение – пока не потребность для ребёнка. Речевые навыки слабо развиты,
появляются первые ссоры, истерики у, казалось бы, спокойных ребят,
которые могут отложить серьёзнейший отпечаток в душе ребёнка. Одной помощью воспитателей, зачастую, не обойтись. Такие отпечатки, в дальнейшем, могут перерасти в комплексы личности, которые
самостоятельно решить практически невозможно. За состоянием ребёнка
первые дни должны следить все вместе, но не паниковать: первые дни в детском саду – самые непростые с точки зрения адаптации. Необходимо пронаблюдать – что будет дальше?
Кто-то же готов к новым открытиям и свершениям в развитии своего
внутреннего «Я» с первых дней, для этих детей поход в садик – это праздник.
Но этот случай, также, как и первый, связан с психологической
нестабильностью, связанный с протеканием процесса адаптации ребёнка.
Эйфорию скоро сменит «суровая детская реальность», в которой всё
происходит довольно-таки скучно, однообразно.
Такие перепады сопровождаются различными психосоматическими
заболеваниями, которые перерастают в дальнейшем, в случае, если заболевания не устранены, в психологические.
Нарушение сна, снижение аппетита – следствие падения иммунитета,
который на первом этапе, связан с негативными эмоциями. Адаптация
проходит именно после снижения негативных эмоций у ребёнка. Это будет очевидно!
Поэтому, с учётом всех особенностей адаптации, советуем готовить
ребёнка заранее, с учётом тех вышеперечисленных условий, которые изменятся при посещении детского сада у ребёнка. Необходимо общение родителей и ребёнка о детском саде, ведь предварительное осознание
первоначальных трудностей самим ребёнком – верный ключ к успеху в
адаптации. Настрой самих родителей должен быть решительным: «Детский сад – нужен или не нужен?». В случае, если настрой у родителей, в особенности у матери, неопределенный, и даже отрицательный – ребёнку будет гораздо сложнее адаптироваться в новой среде.
Родители к младшему дошкольному возрасту уже хорошо
ориентируются в приложении особенностях ребёнка, поэтому,
контроль за здоровьем малыша остаётся на прежнем высоком уровне.
Даже, в случае успешного прохождения адаптационного периода, родителям не рекомендуется повышать требования к ребёнку – нужно
сохранить ту заботу, которая его окружала до достижения младшего
дошкольного возраста. Только при должной заботе ребёнок будет спокоен и
устойчив в стрессовых ситуациях а его времяпрепровождение в детском
садике будет ещё одним из приятных событий, в самом начале его жизненного пути.
Список использованной литературы:
1. Афонькина Ю. А., Белотелова Т. Э., Борисова О. Е. Психологическая
диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград:
Учитель,2012.
2. Куражева Н. Ю., Варева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик-
семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и
волевого развития детей 5-6 лет. СПб. : Речь; М; Сфера,2011
3. Трясорукова Т. П. Программа «Солнышко» : психопрофилактические
занятия с детьми дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2011