Елена Натфулина
Особенность детской деятельности и формы развития пространственных представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В статье дано обобщение работы по образовательному пространству современного вида деятельности в дошкольном образовательном учреждении в реализации ФГОС, улучшению качества образовательных услуг и формам интеграции видов детской деятельности. Отражаются подходы в организации деятельности с детьми.
Развитие ребенка дошкольного возраста в нашем учреждении осуществляется в деятельности. Все содержание непосредственной образовательной деятельности ребенка направляю на образование специальных действий ориентиров, на обследование предметов, с целью получения информации. Действия приводят к качественной перестройке организма ребенка, к изменению тех стадий интеллектуального развития процессов, которые считались неизменными.
Публикация «Особенность детской деятельности и формы развития пространственных представлений дошкольников» размещена в разделах
Развитие пространственных представлений дошкольников формируется в условиях современного способа обучения и связано с реализацией принципа интеграции образовательных областей, с учетом возрастных возможностей и особенностей воспитанников.
Пространство в дошкольном учреждении является основной системой всестороннего развития ребенка. Деятельность в развивающей предметно-пространственной среде содержательно-насыщенна, вариативна, доступна и безопасна. Насыщенность среды зависит от возрастных возможностей детей.
Образовательное пространство современного дошкольного учреждения строится по принципу: обучая всех, обучаем каждого. А так как ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, то в работе используется все многообразие игровой технологии, весь процесс развития проводится через игру по интересам.
В работе используется непрерывная образовательная деятельность детей :
- двигательная деятельность;
- игровая деятельность;
- коммуникативная деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- конструктивная деятельность;
- изобразительная деятельность.
Деятельность развивающая пространственные представления, проходит несколько этапов.
I этап. Начинается с «практического примеривания», выражающегося в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчета. На этом этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы воспринимаются как «отдельности», не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними.
II этап. Характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. Совершаются своеобразные переходы от восприятия пространства к отражению пространственных отношений. Появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки, велика при этом роль движения ребенка.
Участие ребенка в пространственном различении постепенно изменяется:
- познание ребенком «схемы своего тела»;
- восприятия детьми пространственного расположения предметов от себя и от объектов;
- восприятия детьми пространственных отношений между предметами;
- познание словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям;
- двигательная ориентация детей на местности.
III этап. Дальнейшее совершенствование восприятия пространственного расположения предметов :
- развивается зрительная оценка пространственного расположения объектов;
- действия ребенка соответствуют пространственному ориентиру на местности;
- действия ребенка соответствуют в ориентировании на листе бумаги, на ограниченной плоскости.
Для этого создается двигательный режим ребенка.
Развитие осуществляется и при помощи технических средств обучения:
- музыкальный центр;
- CD и аудио материал;
- мультимедийное оборудование.
В работе используются:
1. Медико-профилактическая работа:
*профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
*соблюдение мер по предупреждению травматизма;
*обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания при НОД;
*учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка.
2. Физкультурно-оздоровительные, здоровьесберегающие технологии:
*утренняя гимнастика;
*дыхательная гимнастика;
*релаксация;
*подвижные, спортивные игры;
*физические упражнения и другие виды двигательной активности;
*занятия физической культурой (в помещении и на улице);
*физкультминутки;
*гимнастика после дневного сна;
*дидактические игры.
3. Игровые технологии:
*сюжетно-ролевые игры путешествия («Дочки-матери», «Больница», «Парикмахерская»); напольные подвижные игры («Путешествие по группе», «Улица города»);
*конструктивно-моделирующие игры из строителя, конструктора, природного материала;
*дидактические игры, настольно-печатные игры («Бродилки-лабиринты», «Мозаики», логические игры «Шашки», «Шахматы»;
*спортивные игры-досуги, соревнования: «Веселые старты», «Веселая разминка», «День здоровья»;
*спортивные и подвижные игры;
*игры-досуги «Россия многонациональная страна»;
*музейная выставка.
4. Конкурсы-выставки по продуктивным видам деятельности : рисование, аппликация, лепка, конструирование: «Спорт», «Олимпийские виды спорта», «Я спортсмен»; «Я – турист», «Наши подвижные игры», «Мое тело» и т. д.
5. Участие в районных, городских, Всероссийских конкурсах, соревнованиях.
Непосредственно образовательная деятельность проводится в пределах времени, необходимого для осуществления функций дошкольного учреждения.
В работе осуществляется просвещение родителей, взаимодействие родитель – ребенок – педагог:
- информационные папки, консультации;
- совместные спортивные и игровые мероприятия, праздники, развлечения («Мама, папа, я спортивная семья», «Проводы осени», «Масленица», «Я люблю Урал», «Народы России»).
Благодаря созданию двигательного режима ребенка в нашем современном дошкольном образовательном учреждении обеспечиваются все условия массового общего и дополнительного образования, то что определено в ФГОС, обучая всех, обучаем каждого.