Серегина Нина
Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Русско-Бродский детский сад №1»
. Основы воспитания культуры здоровья
у детей дошкольного возраста
Сообщение для воспитателей
Воспитатель Серегина Н. В.
2021
Публикация «Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Культура здоровья - это часть общечеловеческой культуры, которая представляет собой
- совокупность ценностного отношения человека к своему здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого человека и общества в целом;
- личностно и социально значимые способы деятельности, направленные на обретение физического, психического и социального благополучия.
Задача формирования культуры здоровья детей особенно остро стоит в настоящее время. Мы живем в мире возникновения новых опасных заболеваний широких масштабов. Свое начало культура здоровья ребенка берет в семье, в которой появляется новорожденный. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом.
Культура здоровья детей дошкольного возраста в детском саду – это процесс целенаправленного взаимодействия педагога, родителей и ребенка, результат прежде всего воспитания, развития и обучения. Дошкольное образовательное учреждение как универсальная образовательная среда помогает ребенку в самом начале жизни обрести элементарную культуру здоровья, определяя тем самым здоровый путь его развития во взрослой жизни.
.
Ранний и дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления ребенка и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самому себе и окружающему миру, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается ценный опыт изучения своего организма и построение алгоритма заботы и ухаживания о нем. Показателем культуры здоровья ребенка раннего и дошкольного возраста на современном этапе образования выступает его элементарная здоровьесберегающая компетентность как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях, с одной стороны, и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания – с другой.
Критериями культуры здоровья в раннем и дошкольном детстве становятся :
– наличие ценностного отношения у ребенка к здоровью и жизни человека;
– наличие системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах поведения, здоровом образе жизни;
– наличие умений и навыков здоровьесберегающей деятельности;
– проявление элементарной здоровьесберегающей компетентности;
– проявление позиции субъекта здоровьесозидания.
Какие задачи воспитания культуры здоровья решаются в педагогическом процессе современного детского сада?
Исходя из перечисленных критериев, охарактеризуем задачи и содержание воспитания культуры здоровья в каждой возрастной группе.
Младший дошкольный возраст 3 – 4года :
Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка к себе «я – человек» :
– поддержание положительного настроения ребенка на выполнение элементарных гигиенических процессов, радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, «я молодец» и т. д.).
– развитие интереса к изучению себя, своих физических возможностей (части тела, органы на частях тела, их значимость для самого себя);
Задачи по освоению системных и устойчивых представлений о заботе своего организма и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни у детей 3–4лет :
– развитие представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признаках здоровья человека;
– обогащение представлений о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их;
– обогащение представлений о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования;
– развитие представлений о том, как позвать взрослого на помощь в опасных для здоровья и жизни ситуациях.
Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни у детей 3–4лет :
– развитие умения и навыков называть свое имя, говорить о частях своего тела от первого лица, выражать свои потребности и интересы в речи;
– совершенствование умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом;
– развитие умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям;
– развитие умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого;
– развитие умения переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого;
– развитие умения в опасных, сложных ситуациях позвать на помощь взрослого.
– развитие умения элементарно помогать взрослому в организации процесса питания, навык правильно есть без помощи взрослого;
Средний дошкольный возраст 4-5 лет :
Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка среднего дошкольного возраста к своему здоровью как человеку :
– способствовать становлению все более устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего поведения, развитию самостоятельности детей;
– развитие здоровьесберегающей компетентности.
Задачи по освоению системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни у детей 4–5лет :
– развитие устойчивых представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом, об особенностях здоровья, правилах здоровьесообразного поведения в обществе;
– обогащение представлений об алгоритмах процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы.
Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни у детей 4–5лет :
– развитие навыка элементарно описывать свое самочувствие; умение привлечь внимание взрослого в случае недомогания;
– развитие умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук, помогать в осуществлении этих процессов сверстникам, младшим детям; самостоятельно следить за своим внешним видом и видом других детей;
- помочь взрослому в организации процесса питания, откликаясь на его просьбы; самостоятельно есть, соблюдая культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, стремясь помочь сверстникам или младшим детям; элементарно ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования) и игрушками, проявляя инициативность и самостоятельность;
– воспитание желания решать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение выражать симпатию и проявлять сочувствие сверстникам, оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует;
– развитие умения самостоятельно переносить в игру простые правила здоровьесберегающего поведения;
– развитие умения предупредить, избежать опасных для здоровья ситуаций; в случае их возникновения обратиться за помощью к взрослому, привлекая его внимание; выполнять инструкции взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах.
Старший дошкольный возраст 5-6 лет :
Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка старшего дошкольного возраста к здоровьюи жизни человека :
– способствовать становлению устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию собственной позиции детей в здоровьесберегающей деятельности;
– способствовать наращиванию здоровьесберегающей компетентности дошкольников.
Задачи освоения системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни :
– закрепление и усложнение представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом, об особенностях здоровья, необходимости соблюдения правил здоровьесообразного поведения в обществе;
– совершенствование представлений об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных самостоятельных действиях, сопровождающих эти процессы.
Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни :
– закрепление навыков называть свое имя и имена сверстников, элементарно описывать свое самочувствие; умения привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;
– развитие умений самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, прополоскать рот после еды, обтираться (с помощью взрослого, вымыть уши, причесать волосы и т. д.) без напоминания взрослого;
– развитие умения выполнять бодрящую, дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз при участии взрослого;
– закрепление желания и стремления детей решать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;
– активизация умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения;
– закрепление умения предупредить, избежать опасных для здоровья ситуаций; обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения, привлекая его внимание; выполнять инструкции взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах.
Подготовительная к школе группа 6-7лет:
Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка подготовительной группы к своему здоровью :
– воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, развитие мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом;
– поддержка веры ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитание его как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.
Задачи по освоению системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни :
– дальнейшее обогащение и углубление целостных и системных представлений о том, что такое здоровье и как поддержать, укрепить и сохранить его;
– развитие представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; о правилах здоровья (режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней); о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном поведении в быту, на улице, на природе, в обществе; о полезных и вредных привычках; о поведении заболевающего и болеющего человека; о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни :
– развитие умений самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, прополоскать рот после еды, обтираться (с помощью взрослого, вымыть уши, причесать волосы и т. д.);
– дальнейшее развитие умения определять состояние своего здоровья (здоров или болен, а также состояние здоровья окружающих; назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, какой орган;
– дальнейшее закрепление культуры приема пищи;
– развитие умений самостоятельно выполнять бодрящую (после сна, дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз;
– развитие навыка выполнять правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы;
– развитие умения правильного пользования опасными бытовыми предметами: ножницы, иголки и прочее (под присмотром взрослого); бытовыми электроприборами (микроволновка, телевизор, компьютер, пылесос, утюг и др.) с помощью взрослого;
– обучение умению обратиться за помощью к взрослому при использовании пожароопасных предметов;
– развитие умения одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно; правильно одеваться на прогулки и походы в лес;
– развитие умения различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными;
– развитие умения соблюдать правила дорожного движения; вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки;
– развитие умения держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде, на солнце;
– развитие умения самостоятельно организовать совместную деятельность с детьми в детском саду и на улице, соблюдая правила безопасного поведения;
– развитие умения действовать, осуществляя выбор стратегии поведения с позиции сохранения здоровья и человеческой жизни.
Задачи по развитию готовности решать здоровьесберегающие задачи, задачи здоровогообраза жизни и безопасного поведения :
– формирование безопасного поведения в непредвиденных чрезвычайных ситуациях: развитие умения позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; объяснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит; слушаться указаний взрослого, выполнять инструкции; назвать домашний адрес, имена родителей и способы связи с ними (знать адрес и телефон); элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;
– в области задач оказания элементарной само -и взаимопомощи:
развитие умения наблюдения за своим поведением и поведением других людей; сочувствия, сопереживания, поддержки, готовности пожалеть, успокоить; умения принимать помощь и сочувствие; объяснять ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий); оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью); разрешать конфликты между детьми, стремиться не провоцировать их; привлечь внимание взрослого к сложной ситуации.