Колотилина Наталья
Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес», зарабатывать, быть свободными и независимыми.
Понятно, что в условиях низкого уровня общей и экономической культуры такой бизнес может привести к моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском возрасте.
Публикация «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Закономерно, что проблема экономического образования и воспитания стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста я определила, что дети непосредственны, легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. В целом психологическая обстановка в группе хорошая. Свои взаимоотношения с детьми строила, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Проблема воспитания экономической культуры поведения возникла в процессе наблюдения мною за разнообразной деятельностью детей. Я обратила внимание на то, что в самостоятельной изобразительной и трудовой деятельности дети неэкономно расходуют материал: картон, цветную бумагу, бумагу для рисования и т. д. Некоторые дети не следят за поддержанием порядка на рабочем месте, небрежно обращаются с книгами или игрушками. «Мое» и «Наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. И опыта работы можно привести много примеров разного отношения к «своему» и «общему». Когда дети приходят в сад со своей игрушкой, они в течении всего дня озабочены только тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал ее и не испортил. Они не жадны и дают другим поиграть, но при этом следят за ее сохранностью. Насторожила меня, также, излишняя требовательность детей, потакание родителей детским капризам «купи», «хочу» и т. д. Экономическое воспитание дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я познакомилась с некоторыми авторскими программами по экономике : «Экономическое воспитание дошкольников» Е. А. Курак, «Дошкольник и экономика» А. Д. Шатовой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А. А. Смоленцев. И сейчас я бы хотела предложить родителям рекомендации по формированию финансовой грамотности у дошкольников.
Рекомендации по формированию финансовой грамотности у дошкольников
1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками. Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
2. Научите детей зарабатывать деньги. Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.
3. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги. Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину.
4. Возьмите ребенка в банк. Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
5. Поговорите с детьми о вложении денег. Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия». Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.
6. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку. Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать.
7. Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой. Обязательно познакомьте с кредитной карточкой. Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.
8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков. Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений
. 9. Будьте для ребенка примером. На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.