Мария Арюхова
Консультация для педагогов ДОУ «Психологические основы использования интерактивной доски и технических средств обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические основы использования интерактивной доски и технических средств обучения.
ИК-технологии повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если педагог хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения:
[/i]
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Психологические основы использования интерактивной доски и технических средств обучения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств ребенка, еще Ян Амос Коменский, назвал ее «золотым правилом дидактики» и требовал, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами.
Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость
- Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.
- Особенно должно учитываться педагогами эмоциональное воздействие информации. Если важно сконцентрировать внимание ребенка на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Избыток эмоциональности затруднит освоение и осмысление основного материала. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский комментарий значимы для восприятия любой информации.
Эти средства присущи ИКТ, которые обладают широким диапазоном выразительных, художественных и технических возможностей, позволяет легко усилить впечатление от излагаемого материала.
- Смена кадров в фильме, слайдов и т. п. используемое информационно-комуникационными технологиями, требует от ребенка пристального внимания на занятие, т. к. все это, как правило, повторно не демонстрируется.
- Прослушивание фоновых записей развивает устойчивость внимания, слуховую память, воображение, формирует навыки наблюдения за словом, воспитывает эстетический вкус.
- Непроизвольное внимание вызывает новизна, необычайность, динамичность объекта, контрастность изображения.
Используя ИКТ, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания: сосредоточенность, устойчивость, распределение, переключение. ИКТ помогает развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обладает огромным потенциалом формирования положительной мотивации обучения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребёнку учиться и не устраняемых в прямом общении с педагогом.
Стоит так же отметить и минусы использования ТСО в работе с дошкольниками:
[/i]
- Играя или занимаясь, ребенок должен действовать по определенному заранее четко заложенному алгоритму, что не позволяет мыслить творчески.
- ИКТ может искажать представление ребенка о предмете.
- Злоупотребление ТСО ведет к искажению личностного развития.
Вопрос о пользе и вреде компьютерных технологий остается открытым до сих пор. Например, медики считают, что воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени приводит к появлению утомления, нервно – эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Офтальмологи не рекомендуют использовать ТСО детям более 20 минут.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
[/i]
- использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
- компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических и разрешающих норм и рекомендаций.
- рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
- необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
Но в то же время нужно помнить, что компьютер не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя и родителя, а не заменяет его. Использование ИКТ детьми подразумевает контроль и объяснения со стороны взрослого, а не самостоятельное использование.