Ольга Воропаева
Методика и формы работы над сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение сказок можно вести с восемнадцатого века, когда возник научный интерес к ним, но только в начале девятнадцатого века увидели в них выражение «души русского народа».
Важное значение для развития изучения сказок имели труды В. М. Жирмунского, особенно его статья: «К вопросу о международных сказочных сюжетах».
Публикация «Методика и формы работы над сказкой» размещена в разделах
Ценным исследованием о сказке является книга Н. В. Новикова "Образы восточнославянских волшебных сказок". Книга посвящена рассмотрению четырех основных типов сказочных героев : герой-богатырь, иронический неудачник, помощник героя, противник героя. Исследование носит сравнительный характер: сопоставляются сказки русские, украинские, белорусские и другие сказки народов мира и шедевры мирового искусства, что дает возможность выделить в них общее и установить отличие друг от друга.
Сказка – специфический жанр, любая сказка – это "особый замкнутый мир, в котором действуют законы, непримиримые в реальном мире". Законы "сказочного мира" аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д. Д. Нагишин, дав тем самым любому, кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам.
Хочется обратить особое внимание на пять законов:
1. Одушевление предметов и явлений природы;
2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы;
3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи;
4. Чудесные превращения и обращения;
5. Гиперболизация.
Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу, включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка – благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем.
Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказками народов мира (чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) мы указывали на ее особенности, вместе с детьми добирались до ее смысла, широко использовали сказку, как источник эстетического воспитания детей и наслаждения шедеврами мирового искусства.
Сопоставление вариантов сказок, различных «редакций» одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи сказок народов мира с шедеврами мирового искусства. Прием устного (словесного) рисования помогает ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.
Выразительное чтение сказок взрослыми всегда доставляет дошкольникам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки : разговорный язык, повторы, особая ритмика.
Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами. Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.
И, может быть, самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве.
Воспитателю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на литературоведческую специфику сказочного жанра разных народов мира,
целенаправленно формировать у дошкольников развитие навыков связной речи, включая изучение шедевров мирового искусства.