Марина Гладченко
Конспект этического диалога с учащимися первого класса «Умей прощение просить и прощать»
▼ Скачать + Заказать документы
Марина Гладченко
Конспект этического диалога с учащимися 1 класса на тему "Умей прощение просить и прощать"
Цель - подвести к осознанию необходимости прощения обид в жизненных ситуациях.
Задачи:
1) способствовать воспитанию нравственных чувств;
2) способствовать развитию взаимопонимания между родителями детьми;
3) развивать положительные эмоции, эмпатию, стремление делать добро себе и другим лю-дям;
4) способствовать развитию ассоциативного и логического мышления, аналитических спо-собностей, устной речи учащихся;
Публикация «Конспект этического диалога с учащимися первого класса „Умей прощение просить и прощать“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
5) расширять кругозор, способствовать формированию внимательного отношения к родно-му языку, традициям русского народа.
Учебные универсальные действия:
• личностные:
- формировать представление о прощении;
- понимание значимости умения прощать и просить прощения;
- оценка своих поступков;
- развитие умения работать в группе;
• регулятивные:
- формирование умения преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
- формирование умения взаимодействовать со сверстниками и родителями во внеучебной деятельности;
- формирование готовности к преодолению трудностей;
- формирование умения планировать и организовывать свою деятельность;
• познавательные:
- развитие любознательности и познавательной инициативы;
- развитие умения выделять главное;
- развитие умения осознанно строить речевой высказывание;
- работа с информацией;
- постановка и решение проблемы;
• коммуникативные:
- умение отвечать на поставленный вопрос;
- умение выполнять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения;
- умение вступать в диалог;
- умение аргументировать свои высказывания;
- четко выражать свои мысли;
- умение слушать собеседника.
Ход занятия
1. Завязка. Выход на проблему.
- Здравствуйте, ребята, родители и гости! Сегодня у нас очередное этическое занятие, прав-да, немного необычное, потому что на нём присутствуют гости. Кроме того, на встречу к нам пришли родители. Спасибо вам, наши замечательные мамы и папы, за то, что вы всегда рядом. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание.
- А начать мне хотелось бы со стихотворения Эдуарда Асадова.
В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли в отчий дом
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.
Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек,
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток…
Что-то замаячило в сторонке,
И, жестоко брошенный рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип с травою грязный ком.
Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
А мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.
Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.
И, мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника,
Отбежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.
Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы, подобно девочке-снежинке,
Бросьте в них прощения цветы.
- О чём это стихотворение?
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
- Вы правы, тема сегодняшнего разговора: «Прощение». Ребята, сегодня мы должны с вами узнать, что же такое прощение? Нужно ли прощать обидчика и как это делать?
2. Процесс активного совместного логического размышления над проблемой.
- Какое же определение слову «простить» дают толковые словари?
В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля мы чита-ем: «Простить – делать простым от греха, вины, долга; извинить, отпустить кому повин-ность, снять с кого обязательство, освобождать от кары, от взыскания; примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость; миловать».
А в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова написано: «Простить – не по-ставить в вину чего-нибудь, извинить».
- Конечно, «прощение» - слово многозначное, но самое необходимое для нас значение – это примирение сердцем, милование.
Вопросы:
-Когда говорят слово «прости»?
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кого когда-нибудь обижали.
- Поднимите руки те, кто сам хоть раз обидел кого-то.
- Да, каждый человек сыграл обе роли: обиженного и обидевшего.
- Вы можете вспомнить свои обиды? На кого вы обижаетесь? За что?
- Как вы поступали в такой ситуации?
- Расскажите, что вы чувствовали?
- Легко ли простить человека, который вас обидел?
- Легко ли человеку жить с обидой?
- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже долж-ны прощать других. (Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).
Неумение прощать часто приводит к печальным последствиям. На земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга.
Я хочу Вам рассказать об одной странной болезни, которая называется «Бо-лезнь непрощения».
«В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрас-ное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и за-болели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.
В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, ко-гда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случа-лось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чеса-лась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.
Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Кро-кодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Беге-мот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь по-меньше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успо-коиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.
Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взле-тело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнал-ся за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.
Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали кома-ров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Кро-кодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.
В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между со-бой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ре-вели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название – болезнь непрощения.»
– Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться и гоняться друг за дру-гом? (Разучились прощать)
– Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?
– Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина?
– Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом? (Нач-нет обижаться, сердиться, дразниться, драться и в конце останется надолго с плохим настрое-нием).
– Кому навредили обитатели озера тем, что расхотели друг друга прощать? (Только самим себе).
– Для кого полезно умение прощать и почему? (Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение).
-Кроме того, я хочу вас познакомить со сказкой А. Нееловой «Тысячецвет», послушайте:
«На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет. Однажды ру-чеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал; «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть».
-Не сердись, это я нечаянно сделал, - извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.
Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето… Тысячецвет изнемогал. От жажды его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полуза-вядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивй тысячецвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».
Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощения, но от слабости не мог громко крикнуть… В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим».
-За что тысячецвет рассердился на ручеек (ответы)
-Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»(ответы)
-А как поступил ручеек (извинился)
-За что ручеек обиделся на цветок? Что он сделал от обиды?
-Когда и почему цветок вспомнил о ручейке (ответы)
-Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга (ответы)
-Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали (ответы)
Нужно уметь прощать для себя. Прежде всего, прощение несет успокоение самому чело-веку, он отпускает от себя обиды и червячок более не точит. А если червяк сидит и из года в год копает и копает, это, в конечном итоге, даст болезнь.
Вывод: жить с тяжестью на сердце из-за обиды, злости тяжело.
-Чтобы не было тяжело, надо научиться просить прощение.
-Давайте посмотрим друг на друга, скажите, среди вас подобная ситуация бывает? Если да, то как вы поступаете? Как вы просите прощение? Покажите.
- Мирись! Мирись! Больше не дерись! -Прости меня, я больше так не буду!
Пожать по-мужски руку, прикоснуться рукой к другому человеку.
Почему при прощении люди подают друг другу руку?
-Существуют правила «Как просить прощение».
Подойти к человеку, с которым вы хотите помириться, назвать его по имени, посмотреть ему в глаза и сказать чётко, чтобы были понятны ваши слова. А главное их надо говорить ис-кренне, т. е. от чистого сердца, чтобы человек почувствовал ваше раскаяние.
-Ребята, чтобы нам не было грустно или обидно, важно научиться понимать и прощать друзей.
Давайте потренируемся и попробуем просить прощение и прощать. Выберите себе па-ру, встаньте лицом друг к другу. Представьте себе, что вы обидели кого-нибудь и хотите по-мириться. Можно попросить прощения самыми добрыми и теплыми словами, пожать руку и обняться.
И если вы простили друга – обязательно улыбнитесь ему, посмотрев прямо в глаза! А еще можно пожать друг другу руки.
3. Физминутка
4. Разбор ситуаций
-Как вы думаете, легко ли просить прощения? Что нужно, чтобы простить человека? Не всегда легко. Нужно проявить смелость, терпение и силу воли.
-Что делать, чтобы не пришлось просить прощение? (Мудрый совет способен предотвра-тить поступок, за который будет стыдно потом. Для того чтобы горечь разочарования не за-кралась в душу, нужно прежде всего не обижать самому).
- Ситуации, в которых мы обижаем или нас обижают, нередки, ведь прожить жизнь, не со-вершая ошибок, невозможно. Давайте проанализируем несколько ситуаций, произошедших с вашими ровесниками, ребята. Вопросы перед вами.
- Между кем произошла ссора?
- Кто прав, кто виноват?
- Какой вы видите выход?
Смотрим и делимся впечатлением.
1) Автор: Марина так ждала свой День рождения. Она пыталась отгадать, что ей пода-рит мама. Наверное, новую шапочку, которая ей была так нужна к куртке, что подарили бабушка с дедушкой.
Мама: Доброе утро, доченька! С Днём рождения, моя родная! Будь здоровой и счастливой! А вот тебе мой подарок! Носи, доченька, на здоровье! (мама дарит вязаную шапочку).
Дочка: Мама, а что, шапочка вязаная? Ты её сама что ли вязала? Что, не могла в магазине купить? Она же не модная!
Мама: Дочка, связанные своими руками вещи никогда не выходили из моды. Я так стара-лась! Она идеально подходит к твоей новой куртке!
Дочка: Если тебе нравится, вот и носи её сама! - обиженно сказала Марина и бросила ша-почку.
2) Митя: Завтра у нас соревнования.
Сергей: Ну и что?Я не пойду. Ещё не хватало в воскресенье идти на соревнования.
Митя: Так ты не пойдёшь?
Сергей: Не пойду! И тебе не советую!
Автор: В понедельник Митя узнал, что Сергей не только пошёл на соревнования, но и за-нял там первое место…
3) Таня: Лена, у нас завтра контрольная. Ты мне поможешь?
Лена: Конечно. Давай позанимаемся сегодня. Я ещё раз покажу тебе, как решаются эти задачи.
Таня: Ты не поняла. Лучше передай мне на контрольной готовое решение. Я всё равно ни-когда эти задачи не пойму!
Лена: Нет, Таня! На это не рассчитывай!
Таня: Ах, так! Значит, ты мне больше не подруга!
- Да, такие ситуации нередки.
5. Нравственный выбор.
- Мы так много говорим о прощении сегодня, а ни разу не возник у нас вопрос «а надо ли» и «зачем»… Надо ли прощать? Зачем? Почему люди просят прощения?
- Послушайте, пожалуйста, притчу и подумайте над этим вопросом.
Ученик спросил учителя:
— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
— И это всё? — недоуменно спросил ученик.
— Нет, — ответил учитель. – Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картофелинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
— То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешь-ся, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. По-том камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. Но об этом грузе очень легко забыть. Я же дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Поэтому каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.
- Надо ли прощать? Зачем? Почему люди просят прощения?
- Прощение необходимо и обиженному, и обидчику. Ведь обида и гнев рождают в душе много неприятных чувств, избавиться от которых помогает только одно – прощение.
6. Рефлексия.
- Вспомните, с чего мы с вами начинали наш разговор?
- Действительно, с цветов. С цветов прощения. Так давайте и мы составим наш букет. Ка-ким он будет – решать вам.
Перед вами цветы, бабочки и листочки. Что вы поставите в букет, зависит от того, к какому выводу пришли сегодня. Если вы убеждены, что уметь прощать и просить прощения очень важно, и думаете, что у вас получается не обижать других и не копить обиды в себе, вы возьмёте цветок.
Если вам кажется, что умение прощать делает жизнь ярче, легче и богаче и вы очень стараетесь быть по отношению к другим терпимее и добрее, но пока у вас не всегда получается поступать мудро, вы возьмёте бабочку.
Если же вы сомневаетесь, что умение прощать и просить прощения играет важную роль в жизни, поставите в наш букет листочек.