Галина Рузинова
Основы игровой деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Основы игровой деятельности дошкольника.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Публикация «Основы игровой деятельности дошкольника» размещена в разделах
Игра – чуть ли не основной атрибут детства. Это основная деятельность ребенка, которая возникает у него как бы спонтанно, без всяких призывов и воспитательных воздействий взрослых, и увлекает его, как ничто другое. Как показывают результаты множества психологических исследований, игра – это способ познания ребенком мира и движущая сила его развития. Игры бывают очень разными и на первый взгляд мало похожими друг на друга, однако у всех них есть две общие черты. Во-первых, любая игра представляет собой действие в мнимой ситуации. Она не копирует реальность, а позволяет воспроизводить какие-то ее элементы символично с помощью игрушек в качестве заместителей реальных предметов, а в игровых ролях ребенок воспроизводит то, что делают взрослые. Во-вторых, мотивы игры лежат для участников в самом ее процессе, а не в тех внешних результатах, что могут быть достигнуты с ее помощью. Игра в первую очередь воссоздает межличностные отношения между людьми, но это происходит вне тех утилитарных, связанных с извлечением пользы ситуаций, как, например, в трудовой деятельности.
В возрасте 3-5 лет перед ребенком все более открывается мир серьезной человеческой деятельности. Активно знакомясь с этим новым для себя пластом реальности, ребенок испытывает желание приобщиться к нему. В субъективный мир ребенка теперь уже попадают не только предметы, составляющие ближайшее окружение ребенка, но и действия и предметы взрослых, напрямую взаимодействовать с которыми он пока не может, которые для него еще недоступны. Непосредственное участие в большинстве жизненных сфер лежит где-то в отдаленном будущем. Однако он стремится приобщиться к этой раскрывающейся перед ним жизни взрослых уже в настоящем времени, активно войти в нее. Это и осуществляется в игре, где ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его деятельность, начинает жить с ним общей жизнью. Таким образом, ребенок приобщается к миру взрослых, что является для него одним из самых значимых мотивов, он учится ориентироваться в смыслах различных видов деятельности взрослых, осознает то место, которое в будущем сможет занять среди них.
Игры в этот период выходят за рамки непосредственного манипулирования предметами и начинают символически отражать происходящее в окружающем мире, прежде всего действия и отношения взрослых людей. С одной стороны, ребенок воспроизводит в играх действия с предметами – это сюжетные игры, с другой – переживает и демонстрирует взаимоотношения людей – это ролевые игры. От игры не требуется, чтобы ее «выходом» стал какой-то материальный продукт, нужный самому ребенку или окружающим. Результат игры – это продукт психологический. Субъективно играющий ребенок получает радость, испытывает интерес и увлеченность этим действием, объективно получает новый опыт, стимулы к развитию.
Именно игры – наиболее эффективный способ совершенствования познавательных процессов ребенка. Внимание, память, мышление, воображение наиболее интенсивно активизируются, развиваются у дошкольников именно в ходе игры, а не в других видах деятельности. Весьма показательны эксперименты, где сравнивается произвольная и непроизвольная память дошкольников. В первом случае ребенку дают несколько предметов и просят их запомнить, а во втором ничего не просят, а просто предоставляют возможность поиграть этими предметами. И оказывается, что за одинаковое время во втором случае ребенок усваивает почти в два раза больше информации, хотя задача запомнить что-либо перед ним сознательно вообще не ставилась.
В игре ребенок впервые начинает получать радость от того, что он действует по правилам. Игра – это отнюдь не мир полной свободы и произвольности, ребенок в ней ограничен взятой на себя ролью и/или правилами игры. И это, пожалуй, единственная ситуация, в которой он получает положительные эмоции от того, что подчиняет свое поведение внешним требованиям и ограничениям, а не действует так, как ему заблагорассудится. В других ситуациях, когда правила просто искусственно вводятся как требования извне, они гораздо чаще вызывают активный протест или пассивное неудовольствие.
Игра способствует преодолению «познавательного эгоцентризма» ребенка, учит его ограничивать свою точку зрения от чужой. Он обучается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию других людей.
Игра с воспитательной точки зрения – это эффективный способ влиять на поведение ребенка, его реакции и отношение к тем или иным вещам. Нередко игры выполняют и своего рода психотерапевтическую функцию, дают возможность ребенку разрядить какие-либо отрицательные эмоции, удовлетворить потребность в поддержке и защите. Ребенок оказывает психологическую помощь самому себе, превозмогая страх и боль.