ирина юрова
Основы формирования валеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основы формирования валеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляет основу науки о здоровье - валеологии. Впервые термин, предложенный профессором И. И. Брехманом в 1980 году, оказался довольно актуальным и емким и в настоящее время оформляется в науку - науку фундаментальную и необходимую - как нужно и необходимо сохранить своё здоровье.
Публикация «Основы формирования валеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Здоровье - одни из компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.
Педагогическая валеология, развиваемая учёными Г. К. Зайцевым, Л. Г. Татарниковой, В. Н. Яшиным, выдвигает в качестве основной задачи сохранения и укрепление здоровья детей. Н. К. Смирнов сформулировал понятие «валеологизация» образовательной среды и учебного процесса, в котором, по его мнению, входит «валеологизация культуры здоровья и формирование здоровьесберегающнх условий в образовательном учреждении».
Образовательные учреждения – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования. Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны. Среди данных факторов, Г. Л. Апанасенко выделяет следующие:
• организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерыв);
• методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
• психологический фон занятии (доброжелательность, мудрость педагога);
• санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т. д.);
• двигательный режим детей (с учётом их возрастной динамики);
• рациональное питание (меню и режим питания);
• медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.
У детей старшего дошкольного возраста постепенно формируется создание и закрепление целостного позитивного состояния при выполнении различных видов деятельности, также способность к содействию и сопереживанию.
Основываясь на принципы педагогической валеологии, здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он: в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме; в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен; в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Здоровье детей во многом детерминировано социально-экономическими условиями. По мнению Г. С. Никифорова, В. А. Ананьева, И. Н. Гурвича, здоровье человека более чем на 50% зависит от окружающей среды и на 15 - 25% - от наследственности и системы здравоохранения.
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезнен и физических дефектов.
Одной из центральных концепций валеологии является концепция о здоровом образе жизни. В настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
По мнению Н. Ю. Савельевой дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования валеологического словаря. «Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму».
Валеологический словарь ребенка это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший и «здоровый», как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр., так и от внешней среды.
При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены, начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья. В старшем дошкольном возрасте дети начинают выделять и психический, и социальный компоненты здоровья («там все так кричали, спорили, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья.
Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью и безопасности существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью, как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится в дальнейшем основой потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении.
Следующим, по важности условием формирования у детей валеологического словаря является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками.
Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных. Система мер, которая для этого будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы. В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена «мода» на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. (Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.) Эти знания дети приобретают на специальных занятиях. Становясь активными участниками образовательного процесса, ощущая его органичную связь с тем, что требуют от них в плане ухода за своим телом дети полнее осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нем.
Таким образом, словарная работа в детском саду направленая на лексическое развитие занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Овладение словарем является важным условием умственного развития, и вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. (А. Н. Леонтьев).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова, Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт. -сост. Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.
2. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М. : Просвещение, 2003. – 243 с.
3. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000. - 248 с.
4. Ахвердова, О. А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования / О. А. Ахвердова, В. А. Магин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 9 - С. 12-18.
5. Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт / И. С. Барчуков. - М. : Академия, 2006. - 528 с.
6. Бондин, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В. И. Бондин, Ю. Г. Семехин, О. Г. Бериев. – М. : Академцентр, 2009. - 349 с.
7. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.
8. Горькова, Л. Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий / Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. – М. : 5 за знания, 2005. – 112 с.
9. Жбанков, Р. Г. Учись быть здоровым / Р. Г. Жбанков. - М. : Просвещение, 2004.- 143 с.
10. Зайцев, Г. К. Валеология : Культура здоровья: Книга для учителей и студентов педагогических специальностей / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – М. : Бахрах-М, 2003. – 272 с.
11. Захарова, Т. Н. Формирование здорового образа жизни / Т. Н. Захарова. - Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
12. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / под ред. М. Ф. Рзяниной, В. Г. Молочного. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 376 с.
13. Клименов, М. Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях / М. Ф. Клименов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.- 376 с.
14. Козин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию : учеб. пос. для студ. вузов / Э. М. Козин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М. : Владос, 2000. - 192 с.