Ольга Сиротенко
Основы формирования исследовательской активности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования (ФГОС ДО) установлены целевые показатели на
этапе завершения дошкольного детства, где особая роль принадлежит
развитию самостоятельности дошкольника в исследовательской деятельности,
которая предполагает целенаправленную и кропотливую работу ребенка в
процессе поиска и решения познавательных задач.
Для анализа состояния проблемы формирования исследовательской
Публикация «Основы формирования исследовательской активности у старших дошкольников» размещена в разделах
активности детей старшего дошкольного возраста в психологопедагогической литературе, прежде всего, необходимо определиться с
сущностью данного понятия посредством определения составляющих
содержание данных понятий – «исследовательская» и «активность».
В современной психолого-педагогической литературе отсутствует
единая общепринятая трактовка определения «исследовательская
активность», тем более, не определено содержание данного понятия
относительно детей дошкольного возраста – «исследовательская активность
дошкольников». Более того, в литературе наряду с этими понятиями часто
кроме указанных понятий используются термины «элементарная поисковая
деятельность детей» и «детское экспериментирование», которые сопрягаются
с понятиями: «деятельность», «исследование», «интерес» и другими.
В этой связи представляется необходимым провести содержательный
анализ понятия «исследовательская деятельность». Поскольку в данном
конструкте семантическим ядром является категория «активность», начнем с
раскрытия ее понятия. С этой целью вначале обратимся к словарным и
энциклопедическим статьям. «Активность» происходит от латинского «activus» и означает:
«деятельное участие в чем-либо, энергичную деятельность». Толковые
словари русского языка «активный» трактуют, как: «деятельный, энергичный,
противопоставляется пассивному» «деятельный, действующий,
жизненный, живой, не косный» .
В Российской педагогической энциклопедии понятие «активность»
толкуется так: «деятельное отношение человека к миру, способность человека
производить общественно значимые преобразования материальной и
духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта
человечества; активность проявляется в творческой деятельности, волевых
актах, общении» .
В психологическом словаре под редакцией Ю. Л. Неймера активность
представлена как «всеобщая характеристика живых существ, их собственная
динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно
значимых связей со средой» .
В психолого-педагогической литературе активность различают по
нескольким видам, имеющим разные содержательные характеристики, а
именно: «психическая активность» (Э. А. Голубева, Н. С. Лейтес,
Б. Р. Кадыров, «умственная активность» (И. А. Петухова,
Д. Б. Богоявленская, «интеллектуальная активность» (В. Н. Пушкин,
М. Р. Гинзбург, «познавательная активность» (Д. Б. Годовикова,
М. И. Лисина, «учебная активность» (Д. П. Барам) и т. д.
М. Н. Скаткин, помимо перечисленных выше, выделяет «внешнюю
активность», т. е. «когда дети выполняют задания механически, думая при
этом о чем-то постороннем» и «внутреннюю активность», когда «учебнопознавательная деятельность направлена на изучение материала» .
Л. А. Венгер утверждает, что «понятием общей активности
объединяется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю
потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней
действительности, вообще к самовыражению относительно внешнего мира.
Потребность может реализоваться либо в умственном, либо в двигательном (в
том числе рече-двигательном, либо в социальном (т. е. общение) плане» .
Наиболее частотным в современной педагогической литературе
является применение термина «активность» в двух значениях: «активность как
состояние, связанное с выполнением какого-то действия и активность как
свойство личности» .
В методической литературе термин «активность» применяется довольно
широко и неоднозначно: как тождественный мышления, самостоятельности
действий, инициативности, а также встречается трактовка активности как
«выполнение каких-либо практических, трудовых или учебных заданий» .
М. И. Лисина отмечает, что понятие «активность», применяемое в
психолого-педагогических науках «рассматривается для обозначения 3-х
неодинаковых явлений» :
– определенной, конкретной деятельности,
– состояния, противоположного пассивности (поясняя, что это не
обязательно актуальная деятельность, а, может быть, всего лишь готовность к
деятельности, уровень бодрствования,
– для обозначения инициативности или явления противоположного
реактивности : в этом случае подчеркивается тот факт, что субъект действовал
по своему почину, внутренне вовлечено, а не реализовывал безумно, подобно
машине».
Автор выделяет «активность-деятельность», «активность-готовность к
деятельности» и «активность-инициативность» .
На общий взгляд, наиболее подробно понятие активности относительно
ребенка дошкольного возраста рассмотрено А. А. Люблинской, которая в
своем исследовании рассматривает данное понятие, начиная с ранних
ступеней развития человека, его внутриутробного периода и выделяет формы
её проявления (движения, действия с предметами, умственная и
интеллектуальная деятельность). А. А. Люблинская отмечает: «в основе
проявления активности лежат условно-рефлекторные связи, активность
человека всегда выражена в выполняемом им действии. Быть активным –
значит находиться в деятельном состоянии; активность может проходить на
различном уровне. На высшем уровне активность выступает в напряжённой
мыслительной деятельности и находит своё выражение в разумной творческой
деятельности человека. Высшие формы активности не только вырастают на
основе более простых, но и перестраивают их. Исполнительные действия
отличаются организованностью и подчиняются произвольной регуляции
соответственно найденному решению. Активность может быть различной по
силе и степени выраженности. В этом отношении она находится в
непосредственной зависимости от наличия определённых мотивов, которые
побуждают человека к действию и поддерживают его деятельное состояние».
Кроме того, данная категория является предметом исследования и
многих других наук: общественных, философских, естественных. И каждая
наука в своих рамках исследует, с характерной для нее спецификой, сущность,
содержание, механизмы и закономерности возникновения, развития,
проявления, динамики активности. Таким образом, категория «активность» –
многозначна.
В данном исследовании будем придерживаться понимания активности
вслед за А. В. Ениным, который определяет активность как «важнейшую черту
личности, способную изменять окружающую действительность в
соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и
проявляющуюся в любой интенсивной деятельности», и А. А. Люблинской,
которая рассматривает активность ребенка через выполняемое им действие.
Поскольку предметом исследования является «исследовательская
активность» дошкольника, далее перейдем к определению понятия
«исследовательская». Относительно этимологии «исследования» отметим, что
буквально – это «извлечь нечто из следа, т. е. восстановить некоторый порядок
вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных,
случайных предметах» .
Философский энциклопедический словарь так трактует термин
«исследование» как «процесс выработки новых научных знаний, один из
видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется
объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью» .
Педагогический словарь под исследованием понимает «творческий
процесс изучения объекта или явления с определённой целью, но с изначально
неизвестным результатом» .
В исследованиях А. С. Обухова, Е. В. Титова, Л. Ф. Фоминой термины
«исследовательская активность» и «исследовательская деятельность»
рассматриваются как равнозначные и сопряженные с учебными
исследованиями в образовательном процессе.
По мнению А. С. Обухова, «основной функцией исследовательской
активности является инициирование ребенка к познанию мира и себя в этом
мире». Он определяет исследовательскую активность ребенка как «творческий
процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения
неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними
культурных ценностей, результатом которой является формирование
мировоззрения». Автор утверждает, что в данном случае педагог играет
роль организатора благоприятных и эффективных условий и форм
исследовательской активности детей.
Е. В. Титовым исследовательская активность ребенка рассматривается
«в качестве перспективного средства развития познавательной мотивации,
творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к
самореализации и самоопределению» .
Т. А. Егорова под исследовательской активностью понимает «такую
форму организации учебно-воспитательной работы, которая связана с
решением детьми творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и
предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного
исследования : постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной
проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного
материала, его анализ и обобщение, выводы» .
По мнению Л. Б. Валовой, «учебно-исследовательская деятельность
детей способствует: развитию интереса, расширению и актуализации знаний;
формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
содержательной организации свободного времени детей» .
Анализ психолого-педагогической литературы дает основание
утверждать, что большинство исследователей тождественно уравнивает
термины «исследовательская активность», «исследовательская деятельность»,
«исследовательское поведение», тогда существительные в данных
терминологических конструкциях являются не определяющими, а лишь
акцентирующими тот или иной аспект активности ребенка : «в понятии
«исследовательская активность» больше подчёркнут потребностномотивационный и энергетический аспект, в «исследовательском поведении» –
аспект взаимодействия с внешним миром, в «исследовательской
деятельности» – аспект целеустремлённости и целенаправленности» .
По мнению И. А. Зимней, «исследовательская активность» –
«специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием
и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных,
интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание,
полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с
объективными законами и обстоятельствами, определяющими реальность и
достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий
через постановку проблемы, выделение объекта исследования, проведение
эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте,
создание гипотезы (теории, предсказание и проверку полученного знания,
определяет специфику и сущность этой деятельности» .
А. И. Савенков дает отличное от И. А. Зимней определение, согласно
которому исследовательскую активность следует понимать как «особый вид
интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате
функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе
исследовательского поведения. Она логически включает в себя
мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского
поведения и механизмы его осуществления». А. И. Савенков
подчеркивает: «в фундаменте исследовательского поведения лежит
психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределённой
ситуации». Таким образом, исследователь понимает данную категорию как
«целостное образование личности в совокупности процессов:
интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих» .
В. И. Панов считает, что исследовательская деятельность – «высшая
форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта
(носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности»,
целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме
тех или иных исследовательских действий» .
Н. И. Лысенко исследовательскую активность трактует как
«организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем
самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий,
практически-преобразовательных действий одновременно овладевают
новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего
самостоятельного приобретения» .
В нашем исследовании исследовательская активность дошкольников
будет пониматься как «деятельность ребенка, направленная на постижение
особенностей объектов природного и предметного мира, связей.