Ольбик Юлия
Основы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать +Заказ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Публикация «Основы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляю на основе парциальной программы «Тропинка в экономику» А. В. Шатовой, в которой экономическое воспитание выступает как основное условие освоения детьми базисного компонента образовательного содержания экономического воспитания.
Реализацией программы по формированию основ финансовой грамотности занимаюсь на протяжении 2 лет, основываясь на принципе «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
В течение двух лет работаю по данному направлению, накапливая и систематизируя опыт работы, не только по расширению экономического кругозора дошкольника, но и знакомя с такими экономическими качествами, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помогаю дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом.
Для реализации поставленной цели я наметила следующие задачи:
проанализировать особенности образовательных игр, выстроить систему работы по их организации;
научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;
научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);
познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги;
подготовить к принятию своих первых финансовых решений.
Работая по данному направлению, пришла к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Таким образом, актуальность моей работы состоит в том, чтобы посредством игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
Формирование финансовой культуры в части развития экономического мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его возможностями переработать информацию может привезти к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять.
Учитывая это, сделала аспект на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания : уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму и пр.
Для достижения поставленной цели и задач, тесно взаимодействую с родителями воспитанников.
Систематически пополняю копилку для родителей: консультации, буклеты. Взаимодействуя с родителями, провели групповой конкурс «Сказка денег», где семьи представляли свои истории возникновения денег. Папки – передвижки. Ежегодно принимаем участие в семейном конкурсе видеороликов «Финансовые истории семьи», получая грамоты дипломантов. Можно отметить тот факт, что большая часть родителей с доверием и с желанием откликнулись и принимают участие в совместной работе по внедрению «Финансовой грамотности» в образовательный процесс. Таким образом, вовлекая родителей в процесс плодотворного взаимодействия, достигаю единства целей и задач по данному направлению.
В качестве средства формирования основ экономической культуры я широко используем дидактические игры, что помогает интегративно решать поставленные задачи.
Свою деятельность провожу по четырем разделам: «Труд – продукт» (товар, «Деньги – цена» (стоимость, «Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».
В разделе «Труд – продукт», даю понятия детям о труде взрослых, о том, что труд ведущая деятельность человека и основная экономическая категория. Знакомимся с различными видами профессий. Ребята с удовольствием рассказывают о профессиях своих родителей, испытывают гордость за них.
В разделе «Реклама: возможности и желания», познакомились с тем, что всё на свете купить нельзя, не хватит зарплаты. Раскрыть этот раздел мне очень помогли дидактические игры «Хочу – надо», «Можно – нельзя». Познакомились с детьми с понятием реклама, кто делает рекламу и для чего. Ребята самостоятельно рисовали буклеты с рекламой, тем самым каждый прорекламировал свой товар.
Раздел «Деньги, цена (стоимость) знакомит с историей денег, как выгладят современные деньги, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Раскрыть данный раздел очень помогли дидактические игры «Семейный бюджет» и «Юные экономисты». Ребята узнали откуда берутся деньги, деньги зарабатывают. Просто так деньги никому не дают. Ребята познакомились с понятием «бюджет», из чего он складывается, что нельзя купить сразу всё, что тебе хочется. Каждая семья планирует свои расходы в зависимости от бюджета. Сюжетно – ролевая игра «Банк», раскрыла детям понятия «проценты», ребята поняли, что сбережения можно копить не только в копилке, но и в банке и получать с этого прибыль – проценты.
Обучает экономии раздел «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика», который знакомит ребят с правилом «хороший хозяин – тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря». Данный раздел помогла раскрыть дидактическая игра «Доходы и расходы». Так же очень важным стало обсуждение бережливости к своим и чужим вещам, экономии воды, света, бумаги, красок и т. д.
Для повышения интереса использую разные по содержанию и видам дидактические игры.
В процессе дидактических игр «За покупками», «За деньги», «Хочу – надо», «Семейный бюджет», дети осваивают и закрепляют представления об экономических явлениях, понятиях, терминах, приобретают новые экономические умения и навыки.
В игре «Производство» очень хорошо даётся представление, для чего трудятся люди, так как большинство детей не осознают значимости трудовой деятельности для производства и товаров и услуг. Играя в эту игру с детьми, столкнулась с тем, что дети считают основной целью труда деньги. Поэтому в этой игре особо подчеркнула роль производителя труда, роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью.
Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
Использую в своей работе игры – путешествия. Такие как, «Путешествие в мир профессий», ведь это коллективное творческое дело, участники, которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями. Организованы наблюдения за трудом людей разного рода профессий в нашем детском саду, чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за что работники получают заработную плату.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в «Мир профессий», дети постигают смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В игровой деятельности подвожу детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары - дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнают при проведении таких игр, как «Семья», «Магазин», «Покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.
Настольно-печатные игры по экономике - это теневое лото «Что продается в магазине?», «Копилка-монетки», и др. Использование таких игр в работе позволяет мне привить бережное и экономное отношение детей к деньгам.
Например, игра «Денежное домино» формирует у детей бережное отношение к монетам, умение их правильно использовать, закрепляет состав числа. Кроме всего прочего дети, тренируют навыки счета, учатся обращаться с купюрами. В лэпбуке «Юный финансист» собраны такие игры как «Кто как работает?», «Хочу и надо?», «Сложи монетки в копилку», «Магазины» и др.
Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности, интереса детей к миру экономики, создания необходимых условий, удается сформировать устойчивые представления об окружающем мире и финансовых потребностях, а также максимально полно использовать полученные навыки в жизненных ситуациях.