МААМ-картинки

Основы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Ольбик Юлия
Основы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Темочки:

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляю на основе парциальной программы «Тропинка в экономику» А. В. Шатовой, в которой экономическое воспитание выступает как основное условие освоения детьми базисного компонента образовательного содержания экономического воспитания.

Реализацией программы по формированию основ финансовой грамотности занимаюсь на протяжении 2 лет, основываясь на принципе «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

В течение двух лет работаю по данному направлению, накапливая и систематизируя опыт работы, не только по расширению экономического кругозора дошкольника, но и знакомя с такими экономическими качествами, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помогаю дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом.

Для реализации поставленной цели я наметила следующие задачи:

проанализировать особенности образовательных игр, выстроить систему работы по их организации;

научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;

научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);

познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги;

подготовить к принятию своих первых финансовых решений.

Работая по данному направлению, пришла к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Таким образом, актуальность моей работы состоит в том, чтобы посредством игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

Формирование финансовой культуры в части развития экономического мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его возможностями переработать информацию может привезти к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять.

Учитывая это, сделала аспект на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания : уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму и пр.

Для достижения поставленной цели и задач, тесно взаимодействую с родителями воспитанников.

Систематически пополняю копилку для родителей: консультации, буклеты. Взаимодействуя с родителями, провели групповой конкурс «Сказка денег», где семьи представляли свои истории возникновения денег. Папки – передвижки. Ежегодно принимаем участие в семейном конкурсе видеороликов «Финансовые истории семьи», получая грамоты дипломантов. Можно отметить тот факт, что большая часть родителей с доверием и с желанием откликнулись и принимают участие в совместной работе по внедрению «Финансовой грамотности» в образовательный процесс. Таким образом, вовлекая родителей в процесс плодотворного взаимодействия, достигаю единства целей и задач по данному направлению.

В качестве средства формирования основ экономической культуры я широко используем дидактические игры, что помогает интегративно решать поставленные задачи.

Свою деятельность провожу по четырем разделам: «Труд – продукт» (товар, «Деньги – цена» (стоимость, «Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».

В разделе «Труд – продукт», даю понятия детям о труде взрослых, о том, что труд ведущая деятельность человека и основная экономическая категория. Знакомимся с различными видами профессий. Ребята с удовольствием рассказывают о профессиях своих родителей, испытывают гордость за них.

В разделе «Реклама: возможности и желания», познакомились с тем, что всё на свете купить нельзя, не хватит зарплаты. Раскрыть этот раздел мне очень помогли дидактические игры «Хочу – надо», «Можно – нельзя». Познакомились с детьми с понятием реклама, кто делает рекламу и для чего. Ребята самостоятельно рисовали буклеты с рекламой, тем самым каждый прорекламировал свой товар.

Раздел «Деньги, цена (стоимость) знакомит с историей денег, как выгладят современные деньги, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Раскрыть данный раздел очень помогли дидактические игры «Семейный бюджет» и «Юные экономисты». Ребята узнали откуда берутся деньги, деньги зарабатывают. Просто так деньги никому не дают. Ребята познакомились с понятием «бюджет», из чего он складывается, что нельзя купить сразу всё, что тебе хочется. Каждая семья планирует свои расходы в зависимости от бюджета. Сюжетно – ролевая игра «Банк», раскрыла детям понятия «проценты», ребята поняли, что сбережения можно копить не только в копилке, но и в банке и получать с этого прибыль – проценты.

Обучает экономии раздел «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика», который знакомит ребят с правилом «хороший хозяин – тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря». Данный раздел помогла раскрыть дидактическая игра «Доходы и расходы». Так же очень важным стало обсуждение бережливости к своим и чужим вещам, экономии воды, света, бумаги, красок и т. д.

Для повышения интереса использую разные по содержанию и видам дидактические игры.

В процессе дидактических игр «За покупками», «За деньги», «Хочу – надо», «Семейный бюджет», дети осваивают и закрепляют представления об экономических явлениях, понятиях, терминах, приобретают новые экономические умения и навыки.

В игре «Производство» очень хорошо даётся представление, для чего трудятся люди, так как большинство детей не осознают значимости трудовой деятельности для производства и товаров и услуг. Играя в эту игру с детьми, столкнулась с тем, что дети считают основной целью труда деньги. Поэтому в этой игре особо подчеркнула роль производителя труда, роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью.

Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.

Использую в своей работе игры – путешествия. Такие как, «Путешествие в мир профессий», ведь это коллективное творческое дело, участники, которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями. Организованы наблюдения за трудом людей разного рода профессий в нашем детском саду, чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за что работники получают заработную плату.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в «Мир профессий», дети постигают смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В игровой деятельности подвожу детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары - дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнают при проведении таких игр, как «Семья», «Магазин», «Покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.

Настольно-печатные игры по экономике - это теневое лото «Что продается в магазине?», «Копилка-монетки», и др. Использование таких игр в работе позволяет мне привить бережное и экономное отношение детей к деньгам.

Например, игра «Денежное домино» формирует у детей бережное отношение к монетам, умение их правильно использовать, закрепляет состав числа. Кроме всего прочего дети, тренируют навыки счета, учатся обращаться с купюрами. В лэпбуке «Юный финансист» собраны такие игры как «Кто как работает?», «Хочу и надо?», «Сложи монетки в копилку», «Магазины» и др.

Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности, интереса детей к миру экономики, создания необходимых условий, удается сформировать устойчивые представления об окружающем мире и финансовых потребностях, а также максимально полно использовать полученные навыки в жизненных ситуациях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возраста Я презентую для Вас 4 дидактические игры. Дидактическая игра – это важное средство обучения и развития дошкольника. Она способствует развитию.

Дидактическое пособие по финансовой грамотности «Экономический куб» для детей дошкольного возраста своими рукамиДидактическое пособие по финансовой грамотности «Экономический куб» для детей дошкольного возраста своими руками Дидактическое пособие «Экономический куб» включает в себя две игры: лото по финансовой грамотности «Доходы-расходы» и «Что можно и нельзя.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

План-конспект занятия по обучению дошкольников финансовой грамотности «На пароходе поплывём, страну «Доход-Расход» найдём» «На пароходе поплывём, страну «Доход- Расход», найдём» Цель: знакомство детей с экономическим понятием «доход-расход»; формирование навыков.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 29 апреля 2022 в 06:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Ольбик Юлия (УИ 2599223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД