Титкова Анастасия Петровна
Основные закономерности развития детской речи
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных моментов в развитии ребенка является правильное и своевременное развитие речи. Своевременное формирование речи влияет на формирование всей нервной деятельности, и является основой умственного развития ребенка.
В 1-2 месяца – эмоциональное общение ребенка, реакция его на улыбку кряхтением. В 3-4 месяца он радуется игрушкам, начинает гулеть. На 5-6 месяце появляется у ребенка лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба). К 6 месяцам путем подражания ребенок начинает произносить отдельные слоги (ма-м, па-па). В 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более разнообразные сочетания звуков. К концу первого года жизни появляются первые слова, которые носят обобщенно смысловой характер, сопровождаются жестами, мимикой. К этому периоду должно быть в его активном словаре 10-12 слов-звукоподражаний. С заметным опережением в этот период идет развитие в понимании речи. С 1,5-2 лет начинается формирование коммуникативной функции речи. Постепенно появляются двух-, трехсложные слова, появляются новые звуки. Запас слов увеличивается до 200 и более.
К 3 годам ребенок накапливает 1000 слов. В этот период начинает формироваться грамматический строй речи (падежные окончания, союзы, предлоги, времена глаголов). Так же активно развивается фонематический слух. Дети 4-го года жизни уже пользуются в речи простыми и сложными предложениями, на этом этапе еще у многих детей отмечается неправильное звукопроизношение. К 5 годам появляются сложные предложения, дети уже могут составлять сказки, пересказывать рассказы, улучшается их фонематическое восприятие, заканчивается правильное звукопроизношение и ребенок уже в норме должен говорить чисто. К 6-7 годам формируется контекстная (отвлеченная, абстрактная) речь, лишенная наглядной основы. Ребенок начинает описывать события из его личного опыта, собственных переживания и впечатлений.
И далее в школьный период идет усовершенствование речи, сознательное использование всех языковых средств.