Приложение МААМ

Практическая деятельность детей и основные задачи по конструированию из природного материала

Марина Мишина
Практическая деятельность детей и основные задачи по конструированию из природного материала
▼ Скачать + Заказать документы

Первый этап обучения:

1) формирование у детей умения анализировать природный материал как основу будущей поделки;

2) формирование у детей трех основных приемов построения образов способом «опредмечивания»: а) достраивание; б) убирание лишнего; в) изменение пространственного расположения.

Этому должно быть посвящено не менее шести занятий и двух экскурсий в парк, лесопарк или лес с детьми шестого года жизни.

Публикация «Практическая деятельность детей и основные задачи по конструированию из природного материала» размещена в разделах

На двух занятиях дети рассматривают природный материал и на основе выделения его конфигурации пытаются увидеть в нем всевозможные образы. С этой целью воспитатель заранее готовит по количеству детей средней величины корни, ветки, сучки разной конфигурации, каждая из которых очень похожа на что-то конкретное.

Рассматривание проводится по подгруппам (5 человек в каждой) и занимает 5–7 минут. Организуется оно следующим образом.

К детям подходит «старик-лесовик», сделанный воспитателем из природного материала заранее. Он здоровается с детьми и говорит, что пришел к ним в гости не один, а вместе с друзьями - «притворяшками», и, показывая разложенный на столе природный материал, просит угадать, кто из них кто. При этом он предлагает детям подержать в руках выбранный материал, рассмотреть и назвать, на кого похожи эти «притворяшки».

Вначале дети проявляют нерешительность, некоторую скованность в суждениях. Например: «Может, это лошадка. не знаю, похоже», «Наверное, это птица какая-то. цапля, или нет, журавль» и т. п. — говорят они.

Небольшое количество детей в подгруппе позволяет педагогу с помощью «старика-лесовика» среагировать на каждую реплику ребенка, подбодрить их, найти в каждом из названных детьми образов что-то близкое их опыту, понятное им. Например, на восклицание одного мальчика «Это прямо дядя какой-то, только без шапки и без всего!» «старик-лесовик» тут же обрадованно подхватывает: «Правильно, молодец. Это не просто дядя, а лесник из нашего леса. Он очень добрый, помогает зимой выжить зверям в лесу». Или когда кто-то из детей узнает в сучке козленка, «старик-лесовик» сразу же продолжает: «Это очень веселый шаловливый козлик, он быстро скачет по горам и поэтому у него даже один рог, немного меньше, он сломан» и т. п.

После такого рассматривания природного материала детей можно собрать вместе и предложить им практически создать увиденный в материале образ. Для этой цели им необходим и разнообразный мелкий материал, и пластилин для склеивания деталей и укрепления фигурки на подставке. Поначалу дети могут проявлять неуверенность, часто обращаться с вопросами («А можно сделать лесничему шляпу?», «А из чего?», просить помощи. Воспитатель должен откликаться на все вопросы и просьбы детей, объясняя свои предложения. Например: «Копыта жеребенку сделать, конечно, надо, а дугу пока нет: пускай гуляет на свободе — на лугу щиплет травку и резвится».

Организация такого общения с детьми, включение их фигурок в более широкий смысловой контекст с первых моментов обучения нацеливает детей на передачу не только структуры узнанных фигурок, но и их характера, без чего невозможно создание художественного образа.

Практическая деятельность детей с природным материалом

В результате практической деятельности дети в основном создают разные образы, подсказанные им, прежде всего конфигурацией материала: фигурки людей (дедушка, девочка, Красная Шапочка и др., животных (птицы, краб, жираф, олень и др., мебель (диван, кресло и т. п., корабль и многое другое. И если даже у детей встречаются фигурки одинаковой тематики, то они получаются разными по структуре и выразительности. Этому, прежде всего, способствует материал.

При этом практическая «доводка» образов в основном сводится у детей к укреплению своих фигурок на подставках и определению их пространственного расположения. И только некоторые дети дополняют образы мелким природным материалом и пластилином. Например, у фигурки девочки появляется кисть рябины (Красная Шапочка, а на голове у цапли — хохолок. В основном же фигурки, созданные самой природой, дети только «оживляют». Воспитатель подсказывает детям, что их можно назвать «лесными скульптурами», подчеркнув тем самым, что в природе много создано интересного и разного, нужно только это уметь разглядеть.

При обсуждении всех полученных поделок большинство детей поначалу только называют фигурку без раскрытия образа. И лишь незначительная часть детей может кратко охарактеризовать полученный образ, например, «хитрая лиса такая» или «журавль с длинным носом и тоненькими ножками, лягушек любит пугать» и т. п.

Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, воспитатель задает им вопросы типа «А почему у твоей цапли клюв поднят вверх? Может, она ловит комаров или зовет кого-то?», «Почему у зайчика уши прижаты? Наверное, он чего-то испугался, трусишка»; сам комментирует некоторые поделки: «Ну и чучело у тебя получилось, да его все вороны испугаются» и т. п.

Первое занятие производит на детей большое впечатление, и во второй половине дня многие из них снова обращаются к своим поделкам, спрашивают, когда они еще будут делать такие фигурки. Поэтому очень важно найти такое место для хранения детских поделок, чтобы они были доступны для детей.

На следующем занятии воспитатель предлагает детям новые корни, ветки и сучки, отличающиеся от предыдущих тем, что их конфигурации могут вызывать у детей разные ассоциации, позволяющие построить не один, а 2–3 образа. Поэтому воспитатель особое внимание должен обратить на предварительный отбор материала.

Организуя с детьми рассматривание этих материалов, педагог с помощью «старичка-лесовичка» помогает детям увидеть разное в одном и том же материале. Например, показывая корень, имеющий несколько ответвлений, воспитатель спрашивает у детей: «На что похоже?», дети дают ответы типа: «Метла без ручки; луноход; цветок волшебный» и др. После чего материал переворачивается другой стороной: «А теперь?» Дети дают другие ответы типа «А теперь это шалаш, осьминог, огромная шапка» и др. Уже только поворачивая материал, воспитатель демонстрирует один из приемов создания разных образов по одной основе — изменение пространственного положения этой основы.

Эти вопросы не только подводят детей к освоению трех важных приемов «опредмечивания» природного материала как целостного образа: изменению пространственного положения, убиранию лишнего и достраиванию, но и побуждают их к высказываниям, которые взрослый обязательно поддерживает и развивает дальше. Иначе говоря, начинает разворачиваться общее обсуждение отдельных предложений. Например, один ребенок говорит: «Это похоже на дом Бабы Яги». Воспитатель спрашивает: «А где же у дома дверь?», а другой ребенок добавляет: «. да и “курьих ножек” здесь нет». И тогда первый ребенок, увидевший дом Бабы Яги, отстаивает свою позицию, не соглашается с воспитателем, но принимает замечание другого ребенка: «А дверь не нужна, ведь Баба Яга вылетает в трубу, а вот ножки надо обязательно сделать, тогда будет настоящий дом бабки-ёжки».

Создавая поделки на втором занятии, большинство детей предпочитают прием достраивания, и только незначительная часть детей пытается использовать прием убирания лишнего. В этом случае воспитатель по просьбе детей отламывает или срезает лишние части фигуры. В результате дети могут сконструировать до двадцати разных поделок. Их названия, которые дают сами дети, отражают пока лишь некоторые характеристики, например, «веселый клоун», «хитрая лисичка со скалочкой», «худой и злой волк», «голодный крокодил» и т. п.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятии по конструированию из природного материала «Заяц-хваста» детей старшей группыФотоотчёт о занятии по конструированию из природного материала «Заяц-хваста» детей старшей группы Цель: Формирование умения создавать образы героев сказки из природного материала Программные задачи: .Продолжать совершенствовать конструктивные.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Фотоотчёт о занятии по конструированию из природного материала «Птичка»Фотоотчёт о занятии по конструированию из природного материала «Птичка» Природа дарит нам множество природного материала, пригодного для творчества. Процесс создания поделок это увлекательное и интересное занятие.

Конспект занятия по конструированию из природного материала «Лесная поляна»Конспект занятия по конструированию из природного материала «Лесная поляна» Задачи: • Продолжать расширять знания детей о природном материале • Учить подбирать разнообразный природный материал для изготовления задуманной.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста по конструированию, из природного материала «Черный лебедь».Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста по конструированию, из природного материала «Черный лебедь». Конструирование из природного материала – это интересное и увлекательное занятие, этот вид деятельности можно использовать как для всех.

Мастер-класс по конструированию из природного материала для детей средней группы «Яблочко»Мастер-класс по конструированию из природного материала для детей средней группы «Яблочко» Данный мастер-класс рекомендован для детей среднего дошкольного возраста, родителей, заинтересованных в совместном творчестве с детьми.

Конспект НОД по конструированию из природного материала «Вертолет» «Вертолет» (из природного материала). Цели: - расширять представления о предметах окружающего мира; - напомнить детям об использовании.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Эколого-практическая деятельность. Акция «Чистый двор». ФотоотчетЭколого-практическая деятельность. Акция «Чистый двор». Фотоотчет У нас в детском саду проходил - экологический детский фестиваль «Экодетство» и одним из направлений была эколого – практическая деятельность:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическая деятельность детей и основные задачи по конструированию из природного материала
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 16:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическая деятельность детей и основные задачи по конструированию из природного материала» (включая файлы) размещена пользователем Марина Мишина (УИ 1205577) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД