Ангелина Гурченко
Основные задачи и направления работы с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития
▼ Скачать
IV уровень (6—9 месяцев) — начало лепета, который к середине этого периода (7 месяцев) начинает приобретать социализированный характер;
IV уровень- лепет. У детей обнаруживаются диспропорции в развитии отдельных функций, так как уровень развития эмоциональной сферы намного опережает уровень двигательного и речевого развития.
Публикация «Основные задачи и направления работы с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития» размещена в разделах
Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на 4 уровень доречевого развития, является развитие общения со взрослыми посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов.
Основные направления коррекционно-педагогической работы :
· нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
· увеличение силы и длительности выдоха;
· стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов;
· развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук;
· формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.
Занятия проводятся индивидуально в логопедическом кабинете.
Длительность занятия 25–30 минут.
Особое внимание уделяется правильному положению ребенка во время занятий, в котором бы минимально проявлялись патологические рефлексы. С этой целью используются специальные кресла-качалки, стулья, позволяющие удерживать верхнюю часть корпуса ребенка в вертикальном положении, а голову по средней линии. Нередко ребенка во время занятий усаживают в резиновый надувной круг соответствующего диаметра, в котором его поза приближается к эмбриональной.
Одним из важных факторов успешности проводимых логопедических занятий является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к логопеду. Большое значение для развития активности ребенка имеет выбор соответствующей его возрасту игрушки. В силу того что дети этого уровня понимают обращенную к ним речь, особое внимание уделяется привлечению ребенка к выполнению задания.
Характеристика голосовой активности, функции общения. Средствами общения с окружающими являются выразительные движения головы и глаз, мимика, модулированный крик, лепет, упрощенные слова. Лепет характеризуется бедностью звуков и представляет собой сочетание губных согласных с нечеткими гласными звуками. Слогового лепета, как правило, не отмечается.
Характеристика сенсорного развития. Нарушения зрительного восприятия, связанные с косоглазием, ограничением полей зрения и т. п., приводят к трудностям фиксации взора на предмете. Однако высокий уровень психической активности детей способствует тому, что они приспосабливаются к «недостаткам» зрительного анализатора (рассматривают игрушку, повернув голову в сторону так, чтобы можно фиксировать ее взором и т. д.). Нарушение слухового восприятия проявляется в снижении слухового внимания на речь, в трудностях локализации источника речи. Все эти сенсорные нарушения задерживают темп психического развития детей
Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети отличаются высокой активностью познавательной деятельности, устойчивостью внимания. Они заинтересованы в эмоциональном контакте, их эмоции носят дифференцированный характер. Дети проявляют живой интерес ко всему окружающему, длительно используют игрушку. У некоторых детей начинает развиваться предметная деятельность, но тонкие ручные движения у них отсутствуют. Уровень развития импрессивной речи значительно опережает уровень развития экспрессивной речи, а в ряде случаев даже приближается к возрастной норме.
Характеристика двигательного развития. Дети могут сидеть в специальном стуле (рис. 23, держать голову, брать игрушки и манипулировать ими, но при этом часто отмечается порочные положения кистей рук и пальцев (рис. 24). При помощи взрослых дети могут стоять и переступать у опоры, но положение ног при этом порочное (рис. 25). При поддержке за обе руки дети переступают, но часто с перекрестом ног. Некоторые дети могут самостоятельно сидеть (рис. 26).
Характеристика артикуляционного аппарата. Патологическое состояние артикуляционного аппарата проявляется в изменении мышечного тонуса губ (рис. 27, 28, языка, гиперкинезах языка (рис. 29, 30, что приводит к ограничению их подвижности, отсутствию произвольных артикуляционных движений и к другим изменениям. У всех детей отмечаются слабость кусания и жевания.
Определение содержания коррекционной работы основано на выявлении структуры нарушения психомоторного развития и включает в себя формирование всех нарушенных функций и развитие предпосылок их становления.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения с детьми IV уровня доречевого развития направлены на увеличение силы и длительности выдоха. Кроме пассивных дыхательных упражнений, описанных выше, с ними проводят упражнения, вызывающие активные дыхательные движения с включением элемента подражательности. Так, например, ребенка учат дуть на ватные шарики, в дудочку, на разноцветных бумажных бабочек и т. д. (рис. 40). Также детей учат игре на губах. При выдохе логопед вызывает у ребенка вибрацию губ. Возникающий при этом звук б-б-б или ф-ф-ф радует ребенка, и он неоднократно пытается повторить его и удлинить. Упражнение выполняется через день в течение трех минут.
Логопедический массаж
Упражнения для логопедического массажа подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает пяти минут.
IV уровнях доречевого развития, логопедический массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможностей движения речевых мышц и включения их в процесс произношения. Кроме того, для активизации мышц речевого аппарата применяют артикуляционную гимнастику