Елена Коровина
Основные тенденции развития ИКТ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему:
«Основные тенденции развития ИКТ в ДОУ»
Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности современного человека. Компьютерные технологии - особое направление в работе с дошкольниками, которое способно помочь их разностороннему развитию. Дошкольная образовательная организация - это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать образовательный процесс так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования.
Публикация «Основные тенденции развития ИКТ в ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основной целью педагогического коллектива является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т. д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения строят свою деятельность в соответствии с новыми требованиями, учитывают актуальные тенденции, в том числе связанные с использованием в ходе образовательного процесса современного оборудования. Становится аксиомой и то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы педагогический коллектив был готов к труду более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
В нашем дошкольном учреждении имеется достаточная материально-техническая база (ноутбуки, интерактивные доски, видео камера, планшеты, имеется выход в интернет. Все воспитатели и специалисты имеют возможность проводить занятия с детьми с применением ИКТ в рамках регламентированного времени и в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными:
Информационная технология - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).
Современное образование невозможно представить без информационных технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь. Применение видеороликов, презентаций и интерактивных игр позволяет разнообразить образовательную деятельность, способствует использованию разных способов подачи материала, дает возможность педагогу наглядно продемонстрировать все, что происходит в окружающем нас мире.
При включении компьютерных технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста, а особенно имеющих особые возможности здоровья, повышается ответственность педагога. Образовательный процесс должен строиться по модели "ВЗРОСЛЫЙ (педагог или родитель) - РЕБЕНОК (дошкольник) - ИКТ". При чем, исключение взрослого из этой цепочки недопустимо. Руководствуясь принципом "НЕ НАВРЕДИ", нужно вести речь не только о компетентности педагога, но и строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила.
Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в дошкольных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Главное преимущество средств обучения, основанных на применении информационных технологий, - возможность качественной индивидуализации образования детей в условиях ПКПП или группы. Особую роль в этом процессе играют электронные образовательные ресурсы (ЭОР, так как интерактивная и мультимедийная наглядность способствует лучшему представлению изучаемого материала, повышению мотивации детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста обладают непроизвольным вниманием, и если материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. Здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Чтобы повысить качество образования в ДОУ через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно - коммуникационных технологий необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы.
ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы.
Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ. Говоря о новых информационных технологиях, нельзя не сказать об использовании интернета. Интернет дает огромные возможности для планирования работы, поиска информации, предоставления педагогического опыта, обмена мнениями, общения с законными представителями и пр. т. е. действия, которые всячески облегчают работу педагога:
- поиск методических и дидактических материалов для подготовки к занятиям;
- общение с родителями, используя e - mail, Skype;
- размещение информации на сайте с целью преемственности и обмена опытом и мнениями, как с педагогами других дошкольных учреждений, так и с законными представителями детей.
Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. Это различные компьютерные игры - "игрушки" : развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют развивающие, обучающие и диагностические игры.
Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: "Баба Яга учится считать", "Остров Арифметики", "Лунтик. Математика для малышей"; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению "Баба Яга учится читать", "Букварь"; игры для музыкального развития, например, "Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского".
Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: "Звериный альбом", "Снежная королева", "Русалочка", "Спасем планету от мусора", "От планеты до кометы", "Маленький искатель".
Третья группа - это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей : "Мышка Мия. Юный дизайнер", "Учимся рисовать", "Волшебные превращения". В качестве обучающих игр можно привести пример игр "Форма. Секреты живописи для маленьких художников", "Мир информатики".
Созданные педагогами игры, которые соответствуют программным требованиям, позволяют стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.
ИКТ как средство АСУ. Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.
В заключение хотелось бы еще раз напомнить, что новые средства специального образования, основанные на использовании информационных технологий должны дополнять, но не вытеснять традиционные. Они обладают строго определенными функциями в образовательном процессе и используются на определенных этапах образовательной и коррекционно-развивающей работы. Но, тем не менее, современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения. Ведь использование в работе педагога мультимедийного проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет, помогает делать образовательный процесс более разнообразным, интересным, увлекательным и индивидуальным.
Сообщение подготовила:
старший воспитатель МБДОУ
детского сада КВ №1 «Солнышко»,
с. Спасское, Нижегородской области
Елена Коровина