Мария Зайцева
Основные процессы развития памяти ребенка успешного обучения и социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение человеческой памяти началось много веков назад, когда человек только начинал догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию, полу- ченную из окружающей среды. При этом память всегда связывалась с процессом обуче- ния, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историче- ском отрезке методами хранения информации.
Публикация «Основные процессы развития памяти ребенка успешного обучения и социализации» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важней- шей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения.
Память — это сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить от- дельные процессы. Это запоминание, сохранение (и соответственно забывание, воспро- изведение и узнавание.
Так с чего же начинается деятельность памяти? Она начинается с запоминания, т. е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздей- ствием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание — это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения.
Процесс запоминания протекает в трех формах:
- запечатление;
- непроизвольное запоминание;
- произвольное запоминание.
Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько се- кунд. Запечатление происходит сразу по всем каналам восприятия — запечатлеваются звуки, картинки, ощущения. Эмоциональное впечатление является обязательным усло- вием запечатления. Именно таким эмоциональным восприятием обладают композиторы и художники.
Непроизвольное запоминание — сохранение в памяти событий в результате их много- кратного повторения. Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, по- вторяющиеся события. Например, учитель в школе через какое-то время начинает запоми- нать учеников, которых не учит, но с которыми несколько раз сталкивался в коридоре школе.
Непроизвольное запоминание - это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Так как запоминание не является нашей целью, то обо всем, что запоминается непроизвольно, мы обычно говорим: «Само запомнилось». На самом деле это строго закономерный процесс. Как показывают исследования, для продуктив- ности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Лучше запоминается материал, который входит в содержание основ- ной цели деятельности, чем тот материал, который включен в условия, способы дости- жения этой цели.
Например, младшим школьникам и старшеклассникам дали решать пять простых арифметических задач. В обоих случаях неожиданно для испытуемых предложили при- помнить числа из условия задач. Младшие школьники запомнили почти в три раза больше чисел, чем старшеклассники. Это объясняется тем, что у младших школьников умение сложения и вычитания чисел ещё не стало навыком, оно для них является содер- жательным целенаправленным действием. Оперирование числами у младших школьни- ков составляло содержание цели этого действия, тогда как у старшеклассников оно вхо- дило в содержание способа, а не цели действия.
Исследования показывают, что материал, который занимает место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавлива- ются с ним.
При изучении непроизвольного запоминания текста, было обнаружено, что более лег- кий текст запоминается хуже, чем текст средней сложности. Сложный и объемный текст мы запоминаем лучше, если предварительно составляем план текста. А если план дается в готовом виде, то запоминание проходит хуже.
Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу: непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним, эмоцио- нальную реакцию человека.
Известно, что мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, иногда на всю свою жизнь именно то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы отнесемся к содержанию выполняемой задачи.
Так, если ученика интересует предмет, он запоминает его содержание лучше, чем то- гда, когда школьник слушает «для порядка».
Ведущей формой запоминания у человека является произвольное запоминание. Оно возникает в процессе трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимо- стью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.
Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, которые побуждают нас запоминать. Информация, которая нам сообщается, может быть понята и заучена. Но если эта информация не имеет для школьника устойчивой значимости, то она может быстро забываться.
Так, материал, который запоминается только для экзамена, очень быстро забывается. Зубрёжка, без установки на прочное и длительное закрепление, не удерживается в па- мяти.
Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место зани- мает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из опреде- ленной системы фактов, понятий, суждений. Понимание — это необходимое условие ло- гического и осмысленного запоминания. То, что мы понимаем, запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. И наоборот, непонятое или плохо понятое всегда высту- пает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Материал, который мы не понимаем, обычно не вызывает и интереса к себе.
Если человеку в процессе обучения необходимо запомнить большой объем матери- ала, то он прибегает к заучиванию.
Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. Заучи- вание представляет мнемическую деятельность, которая направлена на сохранение в со- знании того, что связано с целями или намерениями личности. Например, учитель, начи- ная работать с классом, ставит цель запомнить учеников; юристу, в соответствии с це- лью деятельности, необходимо удержать большой объем законодательной информации.
Рассмотрим некоторые закономерности запоминания. Зависимость запоминания от цели, которую поставил человек:
- материал, который учат только для того, чтобы сдать зачёт, экзамен, забывается сразу после экзамена;
- цель, более значимая эмоционально или практически, способствует более прочному запоминанию. Например, в одной группе дети просто заучивали слова, в другой заучи- вание этих слов было включено в игру «магазин». По результатам, учащиеся второй группы слова запомнили лучше, так как в игре абстрактная цель – запомнить - превра- щалась в жизненно важную.
Зависимость запоминания от организации процесса заучивания.
Эта закономерность проявляется в продуманной последовательности заучивания и распределения заучиваемого материала во времени. Например, в процессе обучения студенту и школьнику приходится учить одновременно ряд разных учебных дисциплин.
Рекомендации
Для эффективного запоминания в процессе заучивания, следует выполнять следую- щие рекомендации:
1. Организовать заучивание так, чтобы два схожих предмета не надо было учить один за другим, так как аналогичный материал труднее дифференцировать и удерживать в памяти. Процесс запоминания будет прочнее и легче, если учить математику, стихо- творение по литературе при такой последовательности: сначала математику, а затем сти- хотворение. Не следует учить друг за другом схожие предметы, например, русский ино- странный языки, математику и физику.
2. Заучивание следует распределять по времени. Продуктивнее будет возвратиться к материалу через 2-3 часа, чем читать подряд 2-3 раза.
3. При запоминании, близком к тексту, большой по объему материал следует раз- бить на логические части и заучивать по частям, возвращаясь через некоторое время к повторению его в целом.
В запоминание следует включать все виды памяти.
В учении всегда следует опираться на зрение, слух и двигательную память. Поэтому, запоминая материал, его следует записывать, конспектировать, составлять план, струк- турно-логические схемы, читать вслух, повторять вслух или про себя. Не забывайте про двигательную память, например, при заучивании стихотворения, можно передавать дви- жениями его содержательную часть.
Запоминая сложный материал, его следует воспроизводить вслух. Воспроизводя про себя, человек вспоминает опорные положения. Воспроизводя вслух, он воспринимает свой развернутый ответ и точно фиксирует, что он запомнил, а что ему следует еще по- вторить.
При запоминании материала, в котором преобладают механические связи, следует применять мнемические, или мнемотехнические приемы запоминания – это специаль- ные приемы для облегчения запоминания. К ним относятся:
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации: по- следовательность цветов в спектре мы запоминаем фразой: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
2. Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные опреде- ленным ритмом или рифмой. Например, биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Медиана - это такая обезьяна, которая прыгает на сто- рону и делит ее поровну.
3. Находить необычные, яркие образы, картинки, которые по «методу связки» соеди- няются с информацией, которую надо запомнить. Например, нам необходимо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук. Будет легче запомнить этот набор слов, если вообразить их "персонажами" яркого и фантастического мультфильма. Чтобы повысить эффективность запоминания по «методу связок», полезно сильно искажать про- порции (огромный «жук»); представлять предметы в активном действии («карандаш» под- ходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов.
4. Запоминать сложный материал можно используя Метод Цицерона. Необходимо представить, что вы обходите свою комнату, где все хорошо знакомо. Информацию, ко- торую необходимо запомнить, нужно мысленно расставить по ходу прогулки по ком- нате. Возобновить информацию можно, представив квартиру, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».
5. При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы:
Выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость такова: 89= 35+ 54;
Выделить знакомые числа - например, в числе 859314 выделить 85- год рождения сестры, 314- цифры числа "пи" и т. д.
6. Прием «вешалка» - эффективен при запоминании опорных слов, дат с которыми увязывается вновь заученное. Например, даты исторических событий легче запомнить, если заучивать не каждый год, в отдельности, а запомнить одну дату и, отталкиваясь от нее, запоминать следующие события, как бывшие через 2, 3, 5 лет после нее. (Пушкин родился в 1799г. - на один год раньше XIX столетия. Лермонтов родился в 1814, умер – 1841 году.)
Следующими процессами памяти являются сохранение и забывание.
Сохранение — это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу.
Забывание — это исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликви- дации, «стирания» следов, затормаживания связей.
Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса : о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание — это плохое сохранение материала памяти. По- этому сохранение — это не что иное, как борьба с забыванием.
Забывание представляет собой весьма естественный, целесообразный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Если бы мы не обладали бы способностью забывать, то наша память была бы заполнена массой мелких и ненуж- ных сведений, фактов, подробностей, деталей. Наш мозг был бы перегружен информа- цией. А забывание дает нашему мозгу возможность освобождаться от избыточной ин- формации.
Тогда почему мы говорим о необходимости борьбы с забыванием? Дело в том, что человек, к сожалению, часто забывает то, что ему нужно и важно помнить.
Поэтому и речь идет не о борьбе с забыванием вообще, а о борьбе с забыванием нуж- ного, важного, полезного материала. Забывание выражается либо в невозможности при- помнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его
интереса, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления.
Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.
При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизво- дит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспро- извести. Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что чело- веку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный ма- териал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Для снижения забывания, необходимо выполнить ряд операций:
1. Понять, осмыслить информацию, т. к. механически выученная, но не понятая до конца информация, она быстро и почти полностью забывается.
2. Повторять информацию (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).
Рекомендации
Для лучшего сохранения информации необходимо чаще повторять материал в первые дни после заучивания, потому что тогда потери от забывания будут максимальны. Лучше всего действовать следующим образом: в первый день — 2-3 повторения, во второй — 1-2, с третьего по седьмой — по одному повторению, после этого одно повторение с ин- тервалом в 7-10 дней. Следует помнить, что 30 повторений в течение месяца эффектив- нее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучи- вание маленькими порциями с периодическими повторениями намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки, вы- зывающее умственную и психическую перегрузку и приводящее к почти полному забы- ванию информации уже через неделю после сдачи зачёта или экзамена.
Изучение процесса забывания выявило одну интересную особенность: наиболее пол- ное и точное воспроизведение (особенно обширного материала) обычно бывает не сразу после окончания заучивания, а через 1-2 дня, когда материал как бы закрепится в памяти. Такое отсроченное воспроизведение того, что казалось не закрепившимся в памяти, называют реминисценцией (что означает «вспоминание»). Реминисценция чаще встре- чается у детей, чем у взрослых, и возникает в результате отдыха и снятия торможения, вызванного утомлением нервных клеток мозга. Из этого вытекает, что непосредственно перед ответом или экзаменом загружать свой мозг заучиванием не следует. Гораздо
лучше можно ответить, если закончить подготовку хотя бы за день.
Важным средством против забывания является повторение. Известная всем пословица гласит: «Повторение — мать учения». Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти. Учитывая, что забывание происходит особенно быстро в первое время, начинать повторять необходимо как можно раньше, чтобы предупредить забывание, а не тогда, когда учебный материал уже почти забыт. По выражению великого русского педагога К. Д. Ушинского, именно тогда мы будем «укреплять здание», иначе нам придется «чинить уже развалившееся здание». Чем раньше мы приступим хотя бы к беглому повторению материала, тем легче он полностью восстановится и тем меньше потребуется для этого повторений.
Основной путь предупреждения забывания — это применение усвоенных знаний на практике. Школьник, систематически применяющий в упражнениях и диктантах вы- ученные правила правописания, не забывает их. Решая задачи на применение определен- ных формул, учащиеся прочно запоминают их.
Результаты нашего запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроиз- ведении. В чем же отличие этих процессов друг от друга?
Всем знакомы такие факты, когда мы хотим и никак не можем вспомнить услышан- ную когда-то мелодию, фамилию человека, содержание прочитанного рассказа, мате- риал учебного предмета. Не можем вспомнить — значит забыли? Но слышим мелодию или фамилию человека, читаем рассказ или раздел учебника, и возникает своеобразное чувство «знакомости», т. е. мы осознаем, что все это уже воспринимали раньше. Значит, это не совсем было забыто, иначе чувство «знакомости» не появилось
Воспроизведение — это процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит ожив- ление следов, возникновения в них возбуждения. Узнавание — это появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).
Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, которые закрепляются в нашей памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Физиологически это означает наличие различных следов — стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание).
Узнавание - более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспро- извести. Об этом свидетельствуют простые опыты. Человеку предъявляли 50 различных объектов (слов, рисунков). После основательного знакомства с ними испытуемый дол- жен был воспроизвести (назвать) все запомнившиеся объекты. После этого ему предъ- явили уже 100 объектов (тоже слов, рисунков, среди которых 50 были те же самые, ко- торые предъявлялись раньше, а 50 - новых, незнакомых. Нужно было среди этих 100 объектов узнать те, которые предъявлялись раньше. Средний показатель воспроизведе- ния составил 15 объектов, узнавания — 35 объектов.
Отсюда следует, что узнавание не может быть показателем прочности запоминания, и при оценке эффективности запоминания надо ориентироваться только на воспроизве- дение. Непониманием этого объясняются частые случаи неудачного ответа ученика по материалу, который он, как ему кажется, добросовестно учил. Решая вопрос об усвоении материала, ученик ориентируется на узнавание. Он читает материал по учебнику еще раз, и ему все знакомо. Ученик считает – знакомо, значит - усвоено. Но учитель-то тре- бует от ребенка не узнавания, а воспроизведения. Поэтому при заучивании необходимо проверять себя на воспроизведение и считать материал усвоенным только тогда, когда, закрыв учебник, можешь безошибочно рассказать содержание соответствующего раз- дела, доказать теорему, решить задачу.
Когда учащийся вспоминает хорошо знакомый материал, например, выученное наизусть стихотворение, грамматическое или математическое правило, то он воспроиз- водит его легко, без всяких волевых усилий. В тех же случаях, когда ученик не очень четко усвоил учебный материал или давно не повторял его, воспроизводить его уже трудно. В таких случаях прибегают к припоминанию.
Припоминание — наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, которые сохранились в памяти. Когда школьник припоминает какой-либо забытый им исторический факт, он легче вос- производит его в связи с другими фактами и событиями. Важным является способность вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. При- поминая, где забыл, книгу, ученик старается вспомнить все, что происходило с ним в те- чение дня, где он в последний раз был, когда книга находилась у него в руках, с кем он
при этом разговаривал, о чем думал. Припоминая все эти обстоятельства, он активно вос- производит те ассоциации, которые воссоздают последовательность событий и облег- чают припоминание забытого.
Следует помнить совет К. Д. Ушинского — не подсказывать нетерпеливо, ученику, старающемуся, припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания — то, что удалось припомнить самому ученику, будет в дальнейшем помниться хорошо.
Поэтому желательно чередовать разные способы работы. Скажем, сегодня ребенок сделал все задания молча, читая учебник и конспектируя. Завтра позанимайтесь с ним вдвоё м: один будет читать, а второй постарается запомнить на слух. Послезавтра попро- буйте использовать речедвигательную память : проговаривать прочитанное вслух или шёпотом.
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что па- мять обслуживает все виды многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия :
- Объект запоминания. Что же запоминается человеком? Предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная.
- Степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память.
- Длительность сохранения информации в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память
Следовательно, виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго, помнится.
Детство – прекрасный возраст, когда человек открыт всему новому и стремится по- знать мир. Помочь детям развивать память – достаточно непростая задача, с которой ста- рается справится каждый взрослый.