Папки-передвижки

Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй

Анастасия Амингаева
Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы

Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй

Раинбакиева Винера Аниловна

Амингаева Анастасия Александровна

Воспитатели

МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад № 1»

Усть-Ишимского муниципального района

Омской области

Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Публикация «Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй» размещена в разделах

Воспитание детского коллектива- сложный и трудоёмкий процесс. Каждый возрастной период является важной ступенью в развитии детей. Особенно ярко изменения в развитии проявляются в раннем дошкольном возрасте. Дошкольное детство- самоценный этап в жизни. И поэтому важно осуществлять психолого-педагогическую поддержку социализации и индивидуализации ребёнка. Необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй. С детьми 2-3 лет педагогу и родителю совместно нужно организовать взаимодействие так, чтобы каждый ребёнок мог проявить свои качества, способности, предпочтения и получить удовольствие от совместной познавательной, творческой, игровой деятельности. Такие требования продиктованы действующими государственными законодательными актами и нормативно-правовыми документами, регулирующими изменения в дошкольном образовании (федеральный закон «Об образовании РФ», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155, и являются обязательными при реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнёров, сотрудников.

Мы, создатели данной статьи, работаем вместе в одной группе младшего дошкольного возраста и считаем, что невозможно воспитать ребёнка без участия семьи. Основными задачами взаимодействия воспитателя с семьёй :

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе, городе, области;

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья- это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.

Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник, во главе которого является ребёнок. Его задача- познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых- помочь ему в этом нелёгком деле. Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги- родители- дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребёнка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных в традиционных и инновационных формах (семейные клубы, вечера вопросов и ответов, праздники, прогулки, экскурсии).

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы работаем с детьми от 1,5 до 3 лет и поэтому наша работа начинается с адаптации.

Адаптация- серьёзное испытание как для детей, так и для родителей. И поэтому очень актуален комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Нас, педагогов, тоже беспокоит эта проблема. Важно организовать целенаправленную работу по новым подходам к адаптационному периоду, которая позволила бы сформировать у малышей положительное отношение к детскому саду, к сверстникам, а также помочь родителям ребёнка к поступлению к ДОУ. Тревога родителей, дети которых поступают в детский сад впервые, понятна. И наша задача заключается в снижении фактора тревожности, успокоить родителей. Мы всегда открыты для родителей, всегда готовы им помочь. В первую очередь информируем родителей о режиме дня в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, о закаливании ребёнка; навыках, которые необходимо формировать у детей, знакомим с примерным меню детского учреждения. А также узнаём «домашнее» имя ребёнка и используем его в процессе общения с малышом; осуществляем период адаптации малыша к новым условиям постепенно, с кратковременным пребыванием его в детском саду (несколько часов в день, с возможным присутствием одного из родителей.

Общение с малышом мы начинаем во время утреннего приёма или прогулки. Проводим с родителями родительские собрания, где обсуждаются следующие темы: «Как облегчить период адаптации ребёнка», «Одежда ребёнка в группе детского сада и на прогулке». Еще на самом первом родительском собрании мы знакомим родителей с детским садом в виде экскурсии по ДОУ, с режимом, с сеткой НОД, с программой, по которой работает детский сад, с конвенцией о правах детей и с правами родителей. Всем родителям раздаём памятки «Как помочь ребёнку менее болезненно привыкнуть к детскому саду?». Мы предлагаем родителям принести из дома любимую игрушку малыша с которой он привык засыпать; фотоальбом с фотографиями родителей и их родителей для того, чтобы малыш в любой момент мог увидеть своих близких и уже не так тосковал вдали от дома.

В общении с родителями ребёнка мы подчёркиваем, что воспитатель так же, как и родитель, заинтересован, чтобы малыш рос крепким, здоровым, жизнерадостным и любознательным. Разъясняем, что мы ведём постоянный мониторинг индивидуального развития малыша, учитываем его психологические и физические особенности при организации режимных процессов. Мы стараемся сделать жизнь малыша в детском саду насыщенной в эмоциональной, познавательной и социальной сферах. Когда ребёнку интересно, ему некогда скучать и вспоминать о доме и о маме. Правильно адаптированная работа помогает переключить внимание плачущего малыша на интересное дело.

Планируя игровое взаимодействие, мы подобрали разнообразные виды игр, учитывая то, что в таком возрасте ребё нок выступает в роли исследователя: игры с водой, песком; пальчиковые игры; игры- шумелки; игры с дидактическими игрушками; игры-забавы. Слушаем релаксационную музыку, рассматриваем картинки, играем в подвижные игры, воспитываем культурно-гигиенические навыки. У нас в группе организован небольшой уютный сенсорный уголок, в котором дети ощущают себя как дома. Создавая ощущения психологического комфорта детей и защищённости, родители спонсировали нас фитоподушками, любимыми игрушками. Дополнили такие атрибуты, как сухой бассейн, пуфы, массажные мячики, сенсорные панели для рук и ног. Особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста, у которых положительные эмоции в процессе занятий в сенсорном уголке подкрепляются чувством удовлетворения и радости. Дети чувствуют себя уверенней, начинают доверять взрослым. Период адаптации считается законченным, когда мы видим как дети кушают с аппетитом, быстро засыпают, с удовольствием идут в детский сад, играют и не желают вечером уходить домой. В ходе нашей работы мы убеждаемся, что необходимо применять как можно больше современных приёмов и методов. В результате исследований специалистов в области изучения современных семей выявлено, что злободневной проблемой стал дефицит плодотворного общения родителей со своими детьми. Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего отношений между родителями и детьми. Верхние позиции в иерархии семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования, дать им так называемый «хороший старт». Вместе с тем, заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. Забота о развитии ребёнка всё чаще передаётся профессиональным педагогам- няням, воспитателям детских садов, специалистам дополнительного образования, школьным учителям или частным гувернерам.

Одной из эффективных форм создания доверительных отношений стали вечера- досуги с активным участием родителей. Ежемесячно проходят «Сладкие вечера», где мамы готовят различные угощения, а детей радует атмосфера тепла и уюта с задушевными разговорами: мамы делятся опытом воспитания детей, а воспитатели ненавязчиво могут дать совет. В процессе тесного сотрудничества мы пытаемся помочь детям и родителям достичь взаимопонимания, вызвать у ребёнка чувство гордости за свою семью. Поэтому на «Сладкие вечера», даё м родителям задание на разные темы:

- «Давайте познакомимся» (сентябрь);

- «Домашние истории» (октябрь);

- «Семейные реликвии» (ноябрь);

- «Истории нашей фамилии» (декабрь);

- «В гостях у сказки» (январь);

- Спортивный праздник «Моя спортивная семья» (февраль);

- «Мамин день» (март);

- «Космос» (апрель);

- «Народы нашего села» (май).

Также традиционным для взаимодействия с родителями стали семейные праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Семейный праздник- это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым нём является «День матери», «День отца», Новый год, День победы, Международный день семьи, Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля). Наиболее значимы эти праздники для наших малышей, так как малыши в возрасте до трёх лет лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся родители.

Эти праздники сплачивают коллектив детей и взрослых. В дальнейшем родители охотно принимают участие в других наших мероприятиях. Например, в конкурсах внутри детского сада, районных, областных, всероссийских. За участие в создании …. самоделок получили сертификаты и дипломы. Первые места заняли в районных конкурсах творчества «Защитники Родины», «Для любимой мамы». Также во Всероссийских конкурсах «Чудеса вокруг», «Рисунки-невидимки» наши воспитанники были отмечены наградами. Самые активные родители нашей группы «Солнышко»- это семьи Денисенко, Аширбагины, Москвитины, Волынкины, Кадыровы, Киселёвы, Маматуллины. Совместное творчество радует детей, а также мам и пап. Благодоря такому тесному сотрудничеству педагогов и родителей нам удаётся добиться самого главного- хороших результатов в развитии творчества дошкольников.

В конце учебного года, когда дети покидают нашу младшую группу и переходят во вторую младшую мы показываем родителям небольшой видеофильм «Вот и стали мы на год взрослей» о том, какие дети пришли к нам и какие уже подросшие от нас уходят. В этом фильме мы отражаем рисунки, примеры из жизни детей, фотографии в режимных моментах, смешные и нелепые ситуации, интересные реплики детей. Родители очень любят смотреть такие фильмы, радуются, увидев своих чад и сравнив какими они были в сентябре и какие стали сейчас.

Когда родители что- то делали своими руками для группы, в которой живут их малыши, им уже не было безразлично, как протекает жизнь ребёнка, появлялась связь с нами, педагогами, более живая, чем раньше.

Не все родители приходили в наш клуб, не все участвовали в праздниках, конкурсах. И это неудивительно, ведь все мы разные, с разным отношением, пониманием, с разными эмоциями и взглядами. Но мы чувствовали, что наша работа с целью наладить взаимодействие с родителями приносит результаты.

Взаимопонимание редко возникает сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций, разочарований. Надо представлять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастёт его зерно и каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя. Так и в деле установления взаимопонимания и взаимодействия с родителями : если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны- то результат обязательно будет!

Публикации по теме:

Актуальные вопросы экологического воспитания дошкольников «Программы взаимодействия образовательных учреждений и родителей» Влияние человечества на окружающую среду в настоящее время является одной из самых актуальных глобальных проблем современности. Неблагоприятное.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников при взаимодействии семьи, православия и других образовательных организаций Аннотация Актуальность: на общегосударственном уровне нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений.

Фотоотчет о конкурсе профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций «Лесенка успеха»Фотоотчет о конкурсе профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций «Лесенка успеха» С 17 по 24 октября 2017 года в Беловском районе прошел конкурс профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций.

Фотоотчет о презентации методических пособий по взаимодействию образовательных организаций с воинскими частямиФотоотчет о презентации методических пособий по взаимодействию образовательных организаций с воинскими частями 8 ноября 2017 года Минобрнауки России провело четыре презентации методических пособий на тему развития взаимодействия образовательных организаций.

Методический материал для педагогов образовательных организаций. Итоговые контрольно-проверочные задания по музыке в 3 классе Итоговые контрольно-проверочные задания по музыке. 3 клаcc. 1 Определи тип музыки А) песенный Б) маршевый В) танцевальный 2 Определи темп.

Методический материал для педагогов образовательных организаций «Музыка и литература» Тест. "Музыка и литература". .Цель: проверка уровня усвоения образовательной программы по предмету "Музыка" в 1 полугодии учебного года.

Методический материал для педагогов образовательных организаций. Стихотворение «Мы — за здоровый образ жизни!» Тихо тикают часы В круглой белой рамочке. Обойтись не можем мы, Без часов не справиться. Ночью спим, часы идут, Механизм их слаженный Измеряет.

Методический материал для педагогов образовательных организаций. Стихотворение «Ветеран» 1. В деревне он родился, У мамы первый сын. Отец в Гражданской бился, И голову сложил. 2. Лежит в альбоме фото – На нем босой пацан. После.

Приложение 2. Учебно-справочное пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций Комнатные растения как составляющая развивающей экологической среды дошкольной образовательной организации Учебно-справочное пособие для.

Участие в первом региональном фестивале успешных образовательных практик дошкольных образовательных организацийУчастие в первом региональном фестивале успешных образовательных практик дошкольных образовательных организаций В Орске 7 декабря 2017 года прошел первый региональный фестиваль успешных образовательных практик дошкольных образовательных организаций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй
Опубликовано: 6 апреля 2018 в 10:56
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Амингаева (УИ 1169366) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД