Бабарико Жанна Сергеевна
Основные проблемы детей с ЗПР, пути их решения, результаты исследования
▼ Скачать + Заказать документы
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ С ЗПР,
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т. П. Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени). В исследованиях многих ученых (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, С. Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С. Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени изучались личностные особенности детей с ЗПР. В работах Л. В. Кузнецовой, Н. Л. Белопольской раскрываются особенности мотивационно-волевой сферы. Н. Л. Белопольская отмечает специфику возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей[16].
Публикация «Основные проблемы детей с ЗПР, пути их решения, результаты исследования» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Исследовательская деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность (Л. В. Кузнецова). Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. У. В. Ульяненковой выделены уровни сформированности общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка. Данные этих исследований интересны тем, что позволяют увидеть индивидуальные различия внутри групп детей с ЗПР, которые касаются особенностей их эмоционально-волевой сферы.
У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М. С. Певзнер).
Таким образом, рассмотрев особенности детей с задержкой психического развития, мы можем сделать вывод о следующих основных особенностях работы с данной категорией детей в рамках проведения практической части нашего исследования :
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- многократное повторение инструкции, излагаемого материала;
- высоких результатов можно достичь с помощью непроизвольного запоминания материала;
- большое внимание необходимо уделять восприятию предметов (направлять взгляд, выделять признаки, следовать определенному плану);
- необходимо специально активизировать познавательную деятельность обучающегося путем усиления мотивации, сосредоточения внимания на задании;
- использовать различные виды помощи: стимулирующие, направляющие, обучающие и др. ;
- адаптация объёма и характера материала к познавательным возможностям детей;
- необходимо учить детей проверять качество своей деятельности как по ходу её выполнения, так и по конечному результату;
- одновременно необходимо развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе;
- для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды деятельности;
- интерес к занятиям (мероприятиям) и хороший эмоциональный настрой обучающихся необходимо поддерживать использованием красочного дидактического материала, введением в мероприятия игровых моментов;
- исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон педагога, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов;
- соблюдение охранительного режима.
Рассмотрев особенности социализации детей с ЗПР можно сделать следующие выводы:
- социально-педагогическая деятельность по поддержке детей с ЗПР – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс;
- процесс социализации личности ребенка с ЗПР будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество (в т. ч. коллектив, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе;
- важно, чтобы педагогическое управление развитием ребенка происходило через создание условий для врастания компонентов социального опыта в структуру личности ребенка, что способствует формированию его собственной картины мира в единстве сознания, отношения и поведения;
- основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации - игра.