Снежана Рябченкова
Основные педагогические понятия духовно-нравственного воспитания в Ветхозаветный, Новозаветный и современный период.
▼ Скачать + Заказать документы
Основные педагогические понятия духовно-нравственного воспитания в Ветхозаветный, Новозаветный и современный период.
Прежде, чем говорить о духовно-нравственном воспитании, необходимо выяснить, что собой представляют понятия «нравственность» и «духовность». Исследования Т. И. Петраковой показали два подхода к происхождению морали. Основанием нравственности полагаются или требования действительности, когда источником нравственности провозглашается сам человек, дйствующий независимо от высшего авторитета или высшей цели, или безусловное и внеисторическое религиозное начало (Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997. 37-40). В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев в своих исследованиях определяют духовность человека как «его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты… Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» (Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995. 334-335).
Публикация «Основные педагогические понятия духовно-нравственного воспитания в Ветхозаветный, Новозаветный и современный период,» размещена в разделах
Православная педагогика рассматривает духовно-нравственное воспитание как целенаправленную деятельность, связанную с приобщением человека к совместной жизни с Богом через воздействие благодати и постепенным взращиванием цельной структуры личности, нравственно преображающей и обновляющей духовный облик человека. По мнению игумена Георгия Шестуна понятие «духовно-нравственное» в святоотеческом наследии почти не встречается, потому что обычно происходит различение душевности как стремления к добру и духовности как стремления к истине. Такой взгляд задает направления воспитания: духовного вверх, к Богу, а нравственного от себя к людям. Православная педагогика подразумевает под духовным воспитанием воссоздание общей жизни человека с Богом-Троицей, утраченной после грехопадения прародителей, происходящее при целительном воздействии благодати Святого Духа, а под нравственным воспитанием - содействие процессам самоопределения человека в Боге и формирование целостной иерархической структуры его личности, которое постепенно преобразует прежнее внутреннее устроение, внешний облик человека и приводит его к обновленному духовному состоянию. Конечной целью воспитания является спасение личности, то есть ее правильное становление как для жизни на земле, так и для жизни в вечности. Целью духовно-нравственного воспитания является духовное обновление ребенка, постепенное раскрытие и выявление творческих ресурсов личности, формирующихся благодаря совместному действию благодати Святого Духа и внутренней активности личности, обусловленной присутствием образа Божия в душе человека. Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию ребенком духовно-нравственных ценностей. Православное воспитание, как и светское невозможно без развития личности ребенка, но, по мнению православной педагогики «развитие вне спасения – самореализация, питающая человеческую гордость. Развитие в рамках спасения реализуется в формах служения и жертвенности».
Основные педагогические понятия, связанные с духовно-нравственным воспитанием в секуляризованной и православной педагогике, являющейся основой воспитания XIX века, трактуются неоднозначно.
При сравнении светского и православного понимания воспитательных терминов, можно сделать определенные выводы.
1. По цели воспитания. Светская педагогика конечной целью воспитания ставит идеал всестороннего и гармонического развития личности, который в последнее время заменяется идеалом «общечеловеческих ценностей», являющихся не абсолютными, а подвижными и размытыми ориентирами.
Цель православного воспитания совпадает с высшей целью жизни – спасением души. Путь к спасению – стремление к святости, обожению при содействии Благодати.
2. По задачам воспитания. Не признавая в человеке бессмертной души, светская педагогика воспитывает ребенка только для земной жизни, материального благополучия, профессиональной деятельности, нравственного совершенствования.
Православная педагогика не отрицает земных задач, но ставит их в иерархическое подчинение высшей цели жизни, готовит ребенка «к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой» (Зеньковский Василий (прот.) Педагогика. М., 1996. с. 40).
3. По условиям воспитания. Светское понимание терминов основывается на материалистическом понимании человека, поэтому ставит, прежде всего, задачу по улучшению среды, правильной организации жизни и деятельности детей. Главными помехами в воспитании считаются неорганизованная среда и генетические особенности.
В православном понимании человек – образ и подобие Божие, поэтому кроме создания необходимых для роста и развития условий, необходима Божия благодать, получаемая прежде всего человеком в Церкви.
4. По приоритетам видов воспитания. Всесторонность и гармоничность светского воспитания ставит нравственное, умственное и физическое воспитание на один уровень, что приводит к тому, что разные системы могут выбирать приоритетом один вид воспитания за счет другого.
Иерархичная целостность души, лежащая в основе православной педагогики не отрицает полноценное развитие всех сторон человека, но требует, чтобы более важное не было принесено в жертву менее существенному.
Проведя сравнительный анализ основных педагогических категорий, можно говорить о том, что православная педагогика рассматривает воспитание через категории вечности и бессмертия, а секуляризованная педагогика с точки зрения ограниченной рамками земной жизни.