Елена Дятченко
Основные положения технологии взаимодействия детского сада и начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Основные положения технологии взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы.
Педагогам необходимо осознать объективно изменившиеся целевые основы взаимодействия с семьями воспитанников, освоить новые методы работы, связанные с построением и поддержанием партнерских взаимоотношений.
Публикация «Основные положения технологии взаимодействия детского сада и начальной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Традиционно базовым направлением работы с семьей является педагогическое просвещение родителей. Воспитание детей предполагает наличие у родителей определенных компетенций. Родители стремятся деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами, поэтому необходимо использовать активные методы обучения, такие как круглый стол, тренинг, креативные игры, мозговой штурм, анализ педагогических ситуаций; решение проблемных педагогических задач; управляемое игровое взаимодействие родителей и детей, игровое моделирование способов родительского поведения, двигательные, игровые, рисуночные упражнения проективного характера, анализ мотивов детского поведения, примеров из личной практики семейного воспитания и др.
В отличие от традиционных подходов, сосредоточенных на передаче обучаемому набора знаний, каждый образовательный цикл с использованием АМО позволяет решить актуальные для данной категории обучающихся практические проблемы, достичь конкретных результатов «здесь и сейчас», овладеть универсальными технологиями поиска приемлемого результата, идей и вариантов решения в различных ситуациях.
Модификацией АМО являются интерактивные методы организации взаимодействия. Использовать интерактивные методы («inter» – это взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг с другом.
Чтобы родители включились в интерактивное общение, освоили необходимые навыки и модели поведения, чтобы преодолеть негативные установки отдельных семей по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в ДОО, надо использовать технологии фасилитации. Делать это необходимо в несколько этапов.
На 1 этапе происходит формулировка миссии, или декларация цели
Выработка общих целевых основ, единой картины будущего как основы для сотрудничества. Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива является системообразующим фактором при построении любой системы. Формулировка цели, ее понимание и принятие всеми участниками является основой продуктивных отношений.
На 2 этапе происходит разрушение стереотипов
Непродуктивное взаимодействие приводит к тому, что родители накапливают достаточно большой объем недоверия по отношению к воспитателям.
На 3 этапе происходит осознание неразделимости институтов воспитания
Построение партнерских взаимоотношений невозможно без осознания администрацией ДОО, педагогами и родителями необходимости и взаимной зависимости семьи и дошкольной образовательной организации. С. Михалков писал: «Мамы, папы, нам без вас – все равно, что вам без нас».
На 4 этапе происходит поиск ресурсов для решения поставленных задач
В наш век люди становятся все менее коммуникабельными. Планируются разные по форме и содержанию мероприятия, при этом преодолеваются сложности обсуждения и анализа информации педагогами и родителями.
На 5 этапе происходит в процесс принятия общих решений.
На планирование совместной деятельности.
Планирование совместной деятельности строится на паритетных основах и учитывает разные позиции и роли педагогов и семьи в образовательной деятельности. Сначала педагоги планируют мероприятия в работе с родителями, затем вместе c родителями и создают условия для самостоятельного планирования родителями реализации собственных инициатив в коллективной работе с детьми.
На 6 этапе происходит реализация совместных проектов.
Развитие сотрудничества приводит к тому, что родители выступают в качестве организаторов образовательной работы с детьми при пассивном участии педагогов в качестве слушателей и зрителей.
Технологии фасилитации стимулируют к более напряженной мыслительной работе, чем традиционные методы обучения, к организации поиска совместных решений. Фасилитация снижает время выработки резолюций, повышает их качество, вовлеченность, ответственность каждого за выработанное решение. Кроме кого, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простоты в освоении нового за счет использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.
В современных условиях, когда воспитательный потенциал семьи часто является невысоким, дошкольные образовательные организации занимаются не только развитием детей, включенных в образовательный процесс, но и родителей.
Поэтапное развитие участия родителей деятельности создаёт условия для формирования у родителей компетенций. В результате они способны не только принимать участие в жизни ребенка в детском саду, но и сами становятся организаторами образовательной работы с детьми.
3. Оценка соответствия технологии современным требованиям.
В современных условиях, когда воспитательный потенциал семьи часто является невысоким, дошкольные образовательные организации занимаются не только развитием детей, включенных в образовательный процесс, но и родителей.
В СССР долгие годы насаждалась идея преимущества общественного воспитания над семейным. В начале прошлого века подобная практика подкрепляла стремление как можно быстрее внедрить в сознание людей новую идеологию, привить подрастающему поколению устремления, соответствующие задачам развития страны Советов. Современные педагоги привычно используют укоренившиеся в практике детских садов методы, ориентированные на традиционное понимание задач работы с семьей: просвещение, контроль действия родителей, указание на их ошибки, недостатки в воспитании детей. Эти методы себя не оправдали. Сейчас подобное отношение вызывает активное сопротивление у родителей.
ФГОС направлены «на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений». Введение ФГОС «обеспечивает открытость дошкольного образования, создаёт условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности». ФГОС направлены на «взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
В «Технологиии взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы» продуманы эффективные сценарии включения семьи в жизнь ребенка в ДОО. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, как в плане принятия управленческих решений, так и в смысле участия в педагогических мероприятиях.