Калиберда
МК для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в ДОУ. Основные этапы работы над образом»
▼ Скачать +Заказ
Мастер - класс для воспитателей детского сада
«Театрализованная деятельность в ГДОУ.
Основные этапы работы над образом».
Руководитель театрального кружка «Непоседы»
ГДОУ ЛНР «Огонек» г. Артемовска
Калиберда Екатерина Юрьевна
Публикация «МК для воспитателей детского сада „Театрализованная деятельность в ДОУ, Основные этапы работы над образом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности : музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи.
Цели мастер-класса:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.
2. Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
3. Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;
4. Демонстрация методов и приёмов работы над образом в театрализации.
5. Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства
2. Стимулировать к поиску выразительных средствдля создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.
3. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё
4. Формировать навыки импровизации.
5. Поощрение инициативы при создании образа.
6. Обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления игрушек для кукольного театра.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер классе для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в ГДОУ». Основные этапы работы над образом». Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Перед вами схема, на которой указаны этапы, приемы, и методы лишь одного аспекта театральной деятельности. Чтобы познакомиться со всеми, понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя детского сада.
Сегодня мы поговорим о таком аспекте театрализованной деятельности :
Этапы работы над образом персонажа.
Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж – Бабу Ягу и разберём основные этапы работы над образом этого героя
I Первый этап - Определение характера образа.
Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.
И так мы взяли образ Бабы Яги. Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что Баба Яга может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод «Начитывание контрастных отрывков» из худ. произведений о этом герое.
В наше время, мы имеем возможность не только прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов
Для примера покажем детям отрывок фильма «Василиса Прекрасная», «Морозко» и др, посмотрим эти эпизоды, (показ эпизодов)
После просмотра, дети дают характеристику увиденным поступкам, таким образом, выделяя основные черты героя.
Давайте и мы поговорим об этом
Баба Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, всегда чувствовалось, что это лишь маска, а не истинная суть.
Какой предстала перед вами Баба Яга?
Какие положительные черты Бабы Яги?
Какие поступки она совершала?
Итак, Баба Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, отзывчива на чужую беду. И пугать Бабой Ягой совсем не стоит, потому что это хоть и старая «дряхлая бабуся», но она бабушка
1. Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков», сравнивая персонажей из разных сказок, ваш дети без труда составляют обобщенный образ Бабы Яги : Баба Яга в сказках - это устойчивый отрицательный образ, в котором доминирует, склонность к обману и уловкам, желанию испортить праздник. Баба Яга пойдет на всё, чтобы получить своё -, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. Несмотря на свое коварство – доверчивая (иначе, никто из положительных героев не победил или не обхитрил бы ее.
II. Второй этап - работа над мимикой.
Его задача - научить детей передаватьэмоциональное состояние героев с помощью мимики.
Остановимсяподробнее на приёме
«Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние».
Давайте разделимся на 2 подгруппы:
Перед вами ряд иллюстраций с изображением различных эмоциональных состояний. Выберете те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа. (Выполнение задания слушателями.)
Вывод:Таким образом, мы видим, что приём "Работа с иллюстрациями" даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.
III. Третий этап - работа над жестом и движением.
Его задача - научить детейдвигаться в соответствии с характером персонажа. Решить эту задачу нам поможет игровой метод
«Запоминание физических действии» используем игру "Повторяйка". Для её проведения приглашаю четырёх человек из 1 подгруппы
Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее Бабе Яге, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа
Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения: "жест-образ".
IV. Четвёртый этап - работа над голосом.
Его задача- эмоциональная окраскаречи персонажа. Здесь нам поможет прием-"Интонационная выразительность",
Задание для первой подгруппы - проговорить фразу Бабы Яги: "Сюда его, сюда, голубчика, – на жаркое после супчика! Зря ты, Иван, сопротивляешься – ножками упираешься! Все равно я тобой пообедаю. "(Василиса Прекрасная). Задание для второй подгруппы - проговорить фразу Бабы Яги: "«Ох и плохо мне! Ох и худо! Не горячка у меня, не простуда! Губит бедную старушку не хвороба, губит, душит сиротинку злая злоба!» (Морозко) Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей картинке
Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.
Вывод. : Таким образом, с помощью приёма "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.
V. Пятый этап - Этюды
Его задача - применить изученные методы и приёмы напрактике. Используем прием Инсценирование диалогов: Детям предлагают обыграть короткие диалоги других Бабок Ежек с персонажами героев из других сказок. Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии Бабы Яги в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.
Тексты диалогов:
1. Диалог Бабы Яги со Снегурочкой
Снегурочка: Баба Яга, посмотри, как кругом весело, какие красивые ребятки.
Баба-Яга: Это что ж такое получается? Дети, значит, красивые. А я Бабуленька-Ягуленька, некрасивая?
Снегурочка: Что ты, что ты, Баба Яга! Ты тоже очень красивая!
Правда, ребята? Давайте ее похвалим. Пусть каждый скажет Б. Я. что-нибудь доброе, хорошее.
Дети говорят Бабе-Яге добрые слова.
Баба-Яга: Ой, я и впрямь такая кра-со-ту-лень-ка (любуется собой)
С вами я хочу играть
И не буду вас пугать!
Только елка что-то ваша
Без огней стоит. Беда!
2. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:
баба-яга — Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?
Василиса Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе.
баба-яга — Хорошо, — знаю я их, поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли, нет, так я тебя съем! (Потом обратилась к воротам)
— Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь. Ворота мои широкие, отворитесь!
Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:
• артикуляционная гимнастика;
• упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса;
• психогимнастика;
• упражнение на ритмопластику.
Эти упражнения просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности. Они способствуют развитию ассоциативно-образного мышления; развитию речевого и опорно - двигательного аппаратов; выполнение игровых заданий, в образах животных и персонажей из сказок, помогают лучше овладевать своим телом; Театральные игры формируют нравственные и эстетические позиции; Дети становятся раскрепощеннее, контактнее, учатся четко формулировать свои мысли. Тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Следовательно, чрезвычайно важно создавать специфическую предметно-окружающую среду, искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческой личности ребенка.
И я Вам сейчас предлагаю научиться создавать куклы-ложки. Театр лопаток, являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.
Изготовление лопаточного театра
Итак, возьмем каждый по лопатке, по лоскутку и тесемочки. Оденем нашу лопатку в одежду. Также нам понадобится клей и маленькие детали. Нужно приклеить вырезанные из бумаги ушки, рога, можно воспользоваться специальными бегающими глазками, купленными в магазине, а можно просто нарисовать. Волосы – обрезки шерстяных ниток. Дополним образ – можно сделать определенную прическу, сделать ротик и носик.
Игрушка готова!
В играх с куклами у детей развиваются: коммуникативные, творческие способности, мелкая моторика, умение доводить начатое дело до конца. Иногда для какой-либо игры, инсценировки не получается подобрать нужную куклу и тогда ее можно сделать из предметов заместителей. А если кукла сделана своими руками? Интерес к куклам и их изготовлению возрастает в разы. Из каких материалов их только не делают! Например, в нашем детском саду, родители младшей группы изготовили прекрасные вязанные куклы би-ба-бо, что вы можете увидеть на выставке. Спасибо им за поддержку и участие в жизни сада!
Спасибо за внимание!