Комогорцева Ольга
Консультация «Модель взаимодействия школы и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Комогорцева О. В.
МАДОУ детский сад «Жемчужинка», воспитатель
Модель взаимодействия школы и детского сада
Что же такое преемственность в образовании? Преемственность - это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Публикация «Консультация „Модель взаимодействия школы и детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования. Надежда Крупская говорила: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень.». Цель работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой предполагает подготовку детей к обучению в школе.
Задачи простые и понятны для педагогов. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы в области физическое развитие и укрепление здоровья детей, развитие их творческих способностей, обеспечение сотрудничества педагогов ДОУ и школы, формирование партнёрских отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ.
Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап — учащегося. Меняется и окружение ребёнка, взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми. Именно поэтому качественно организованная педагогами работа по преемственности обеспечивает наиболее безопасное вхождение ребёнка в школьную среду.
Как было сказано выше, преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. НОД как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе. Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием. Физическая готовность — это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки, хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др.
Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития. Объем знаний определен программой детского сада. Большое значение имеет развитие познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования учебных интересов. Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. В понятие нравственно-волевой готовности включаются так же те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив.
В работе с детьми подготовительной группы определенную специфику приобретает использование наглядных методов и приемов обучения ( показ образца: игрушка, картина, муляж). Большое значение имеют словесные методы обучения (рассказ воспитателя, беседа, включающая заранее продуманные вопросы и др.). Свою значимость сохраняют и игровые приемы (игры-упражнения, игры-драматизации, подвижные игры, загадки и т. д.). Особое место отводится дидактическим играм. Однако нельзя забывать, что основной деятельностью детей подготовительной группы остается игра.
Особенностью процесса развития творческих способностей учащихся является его непрерывность и последовательность. В системе художественного образования включает эстетическое воспитание, художественное творчество. Важную роль в развитии творческих способностей личности играют продуктивные виды деятельности, (рисование, аппликация, лепка, конструирование и ручной художественный труд).
В преемственности по формам сотрудничества педагогов детского сада и школы можно выделить два взаимосвязанных аспекта : информационно- просветительский и практический. Первый предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами воспитательно - образовательной работы в старшем дошкольном возрасте (учителя) и младшем школьном (воспитатели, изучение содержания программ старших групп детского сада и первого класса. Второй - практический - аспект выражается, с одной стороны, в предварительном знакомстве учителей в детском саду со своими будущими учениками, а с другой стороны - в курировании воспитателями своих бывших воспитанников.
А сейчас хотелось бы представить модель взаимодействия школы и детского сада : Педагоги + дети+ родители. Взаимодействие педагогов дошкольных учреждений и начальной школы можно проявить в следующих формах сотрудничества: совместные педагогические советы (ДОУ и школа, семинары, мастер- классы, круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы, проведение диагностики по определению готовности детей к школе, взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы, открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе, педагогические и психологические наблюдения.
Работу с детьми можно провести в увлекательной и легкой форме: экскурсии в школу, посещение библиотеки, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы, участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, выставки рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы, совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др., спортивные соревнования дошкольников и первоклассников, участие в театрализованной деятельности, посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом).
Основными формами сотрудничества педагогов ДОУ и учителями школы с родителями являются совместные родительские собрания, круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные», родительские конференции, вечера вопросов и ответов, консультации с педагогами ДОУ и школы, встречи родителей с будущими учителями, дни открытых дверей, творческие мастерские, анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе, образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы, семейные вечера, тематические досуги, визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) .