Елена Сусло
Основные ошибки семейного воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Основные ошибки семейного воспитания детей.
Неправильные взгляды родителей о семейном образе жизни отрицательно сказывается на уровне воспитанности личности ребенка в целом. В жизни каждого человека родители играют большую, важную и ответственную роль. Они дают начальные образцы поведения. Ребенок подражает, стремится быть похожим на своих родителей.
Публикация «Основные ошибки семейного воспитания детей» размещена в разделах
На формирование личности ребенка сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если родители имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а на уровне воспитанности личности ребенка в целом. В результате ошибок семейного воспитания формируется трудная личность ребенка, начинается конфликт ребенка в семье, в обществе, в школе.
Частыми встречающимися ошибками бывают :
При воспитание ребенка уделялось мало внимания. Отсутствие единых требований и четкой линии воспитания (мама и папа по-разному воспитывали детей). Сильная слепая, неразумная любовь. Один ребенок в семье является чрезмерным центром внимания всех взрослых членов семьи. У самих родителей было трудное детство, поэтому они считают, что детство их детей должно быть беззаботным, лучше чем у них. Нетребовательность родителей к своим детям, большая строгость, выделение родителями детей на любимых и нелюбимых.
Ошибки семейного воспитания :
часто родители перекладывают обязанности по воспитанию детей на учебные заведения;
ограничение детей от посильного домашнего труда;
споры и ссоры родителей в присутствии детей;
вредные привычки родителей (алкоголизм, наркомания).
Плохое влияние допущенных ошибок родителями распространяется не только на учебный процесс и его успехи, но и на нравственные качества ребенка, в том числе и на его общественную активность.
Частые ошибки, которые допускаются родителями в воспитательном процессе :
1. Обещание больше не любить. Родители часто не довольны тем, что ребенок оспаривает любую просьбу. По их мнению, дети делают это назло, и призывать их к здравому смыслу плохо и безрезультатно. Угрозы больше не любить ребёнка, как правило, быстро забываются. Дети прекрасно чувствуют фальшь.
Вывод: обманывая ребенка, мама или папа могут надолго потерять доверие.
2. Безразличие. «Делай, как хочешь, мне все равно», - часто говорят родители, устав от капризов детей. Они не хотят спорить и искать аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем злится и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступком критика.
Вывод: Родителям вместо показного безразличия нужно наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится помощь, можешь спросить у меня совета».
3. Слишком много строгости. Многие родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.
Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом.
Вывод: Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как говорю я, а вечером мы спокойно все обсудим».
4. Детей надо баловать. Некоторым родителям приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Гиперопека –излишняя забота о ребенке, приводит к пассивности, несостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Вследствие гиперопеки, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество.
Вывод: «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», – вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
5. Навязанная роль. «Мой ребенок – мой лучший друг»,- заявляют иногда родители. Для них ребенок – главное в жизни, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает их, как настоящий взрослый. Действительно, дети – самое прекрасное что у нас есть. Однако это дети!
Вывод: У них должны быть свои друзья, свои интересы, свои секреты. Да, дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
6. Денежная. «Больше денег – лучше воспитание»,- убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. В семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей.
Вывод: Счастливым ребенка делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.
7. Наполеоновские планы. Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока он маленький, но затем… С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Желая вырваться из клетки родительской любви, ребенок начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков.
Вывод: Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.
8. Слишком мало ласки. Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи.
Вывод: следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.
9. Ваше настроение. Родители часто срываются на детях при неприятностях в семье или на работе, думая, что это останется незамеченным детьми. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать или купить давно обещанную вещь – и все будет в порядке.
Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение.
Вывод: если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».
10. Слишком мало времени для воспитания ребенка. Из-за на нехватки времени, родители уделяют мало внимания своему ребенку. И ребенок начинает искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень непросто.
Вывод: Если целый день родителя занят, необходимо вечером найти хотя бы несколько минут, посидеть с ребенком, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, ребенок всегда может рассчитывать на родительскую помощь, поддержку, любовь.
11. Одной из ошибок семейного воспитания- это непоследовательность в воспитании. Сегодня разрешено одно, завтра другое, а послезавтра – нельзя ни первое, ни второе. В результате у ребенка нет четких понятий дозволенного, внутри которых он мог бы спокойно существовать.
Вывод: Такое воспитание подрывает основы основ – ощущение безопасности и доверие к миру. Устранение ошибок семейного воспитания :
Чтобы были положительные и минимуму отрицательных влияний в семье на воспитание ребенка нужно не допускать типичные ошибки семейного воспитания, родителям необходимо запомнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение :
1) активно участвовать в жизни семьи;
2) находить всегда время, чтобы поговорить с ребенком;
3) интересоваться проблемами, увлечениями ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать его умения и таланты;
4) почитать и уважать права ребенка на собственное мнение.
5) не оказывать давления на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решение.
Уважаемые родители любите своих детей!