Анастасия Середа
Основные направления ознакомления детей с обобщенными представлениями о временах года, ведение календарей природы и погоды
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач ФГОС ДО является познавательное развитие детей. Экологическое образование – одна из составляющих частей познавательного развития. Экологические знания и представления дети получают через разнообразные формы деятельности: беседы, наблюдения на экскурсиях и прогулках, посредством проведения простейших опытов, чтения литературы, проведения экологических праздников и многих других форм работы.
Публикация «Основные направления ознакомления детей с обобщенными представлениями о временах года, ведение календарей природы и погоды» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Календарь погоды и природы
- Погода и природные явления
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Знакомство с временами года в их взаимосвязи очень важно для общего развития ребенка. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки, особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон.
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей.
Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое.
Систематически знакомить детей с природой начинают в первой и во второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, конкретных представлений об отдельных объектах природы: о природном материале и его свойствах. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Задача воспитателя – формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).
Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер – качаются деревья, светит солнце – становится теплее. Воспитатель учит детей наблюдать за объектами и явлениями природы. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям, приучает рассказывать о результатах наблюдения.
В средней группе представления детей о свойствах и качествах неживой природы расширяются и конкретизируются. Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений.
В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.
Чтобы расширить познания детей о временах года воспитатель проводит занятия о характерных явлениях в природе в разное время года. На ежедневных прогулках педагог обращает внимание детей на погоду: тепло – холодно, светит солнце – идет дождь, снег, безветренно – дует ветер, ясное небо – тучи. Если с детьми проводить такие наблюдения постоянно, дети сами начинают замечать изменения в погоде, обращают внимание на развитие растений и, как под влиянием солнечного света, тепла распускаются почки, появляются листья, трава, цветы.
Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, задумываться над взаимоотношениями людей и природы.
Ценным пособием для знакомства с природой может стать календарь природы. Он служит дидактическим материалом для ознакомления детей с природой и погодой.
Основные функции календаря:
- формирование у детей представлений об экологии;
- развитие мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями,
- формирование основ правильного поведения и отношения к природе, желания бережно относиться к ней;
- воспитание любви к природе.
В средней группе календарь природы должен быть несложным по представленному материалу, ярким. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулке, экскурсии. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь.
В старшей группе календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь.
Ко второй половине года дети подготовительной группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому воспитатель может внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели. В календарь природы следует помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения за погодой, жизнью растений и животных, людей. Воспитателю следует побуждать детей к самостоятельным наблюдениям, выражать заинтересованность этой деятельностью, положительно ее оценивать, формировать потребность зарисовать увиденное, рассказать о нем, пользуясь своим рисунком. Возле календаря природы хорошо иметь все необходимое для рисования – бумагу, карандаши или краски.
Экологическое воспитание – это не только знания, но и оценка, осознание экологической ценности природы. Экологическая грамотность в совокупности с правильной экологической оценкой ситуации позволяет сформировать экологический тип мышления, поведения и деятельности в природе.