Оксана Радюхина
Основные методы формирования жизненных компетенций неслышащих школьников на уроках физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Всем нам известно сочетание слов «компетентностный подход», именно этот подход рассматривается для улучшения качества содержания общего образования.
Что главное в этом подходе? А главное — не информированность обучаемого, а его умение разрешать проблемы по аналогии, возникающие в различных ситуациях.
Необходимо разделить термины «компетенции» и «компетентность»!
Публикация «Основные методы формирования жизненных компетенций неслышащих школьников на уроках физической культуры» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
«Компетентность — это необходимый набор компетенций, которыми обладает человек для реализации действий в определенной жизненной области».
Получается, что компетентность — это более общее понятие, включающее в себя компетенции.
«Он компетентен в своей области» = «Он обладает хорошо развитыми компетенциями, необходимыми для работы в данной области».
Таким образом, мы представляем компетентность как личностную характеристику, которая определяет способность решать жизненные проблемы и задачи в конкретных ситуациях, адекватных социально-культурным и социально-экономическим условиям общества.
Компетентностный подход, является связующим звеном полученных знаний с реальной жизнью, без чего невозможна активная социальная адаптация в обществе лиц с нарушениями слуха.
На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с нарушениями слуха направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.
Что же это за данный этап развития общества?
Инклюзия, которая пришла в Российскую Федерацию в 2012 году с Конвенцией о правах инвалидов.
Социальная инклюзия означает достижение каждым индивидом, вне зависимости от его происхождения, социального положения, ограничений здоровья и т. д., полноты участия в жизни общества.
Следует отметить, что понятие «жизненная компетентность» впервые было введено в научный оборот Институтом коррекционной педагогики РАО (Москва) в начале 2000-х гг. по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Однако в отношении лиц с нарушениями слуха данное понятие не рассматривалось.
Главная проблема детей с нарушениями слуха заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Все это осложняется и трудностями в общении.
Основным направлением работы с такими детьми должна стать практическая подготовка детей к жизни.
Поэтому содержание воспитания строится с учё том следующих принципов:
жизненная значимость;
практическая необходимость.
Таким образом, на уроках физической культуры необходимо сформировать те компетенции, которые обеспечивают полноценную жизнедеятельность выпускника после его выпуска.
На основании этого утверждения необходимо использование понятие «жизненная компетентность», под которым понимается интегральная характеристика, определяющая способность человека решать жизненные проблемы и задачи в типичных жизненных ситуациях с использованием опыта различных видов деятельности, в соответствии со своими ценностями и наклонностями.
«Жизненная компетентность» относится к ключевым видам компетентности, которая проявляется через способность решать жизненные проблемы разного характера в контексте конкретной ситуации жизнедеятельности человека на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
Одним из средств, улучшающих эти компетенции, а так же психическое и физическое состояние детей, является физическая культура.
Физическая культура для детей с нарушением слуха – это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценное физическое развитие, укрепление здоровья, адаптация в социуме. Уроки физической культуры для детей с нарушением слуха имеют важное значение.
Целью физической культуры является : формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.
Физическая культура решает ряд важных для личности ребёнка компетенции :
• формирование умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
• формировать представлений о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности;
• умения оценивать своё физическое состояние, величину физических нагрузок;
• совершенствование физических качеств : ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Решить эти компетенции можно с помощью методов :
• приучения, убеждения (диалог, совет, мнение, рекомендация, требование, суждение);
• личного примера педагога;
• позитивных видов оценивания деятельности (одобрение, похвала, благодарность и т. п.);
• общения в коллективе, создания благоприятного психологического климата.
Основываясь на классификацию нарушений физического развития и двигательных способностей детей с нарушением слуха, разработанной А. А. Дмитриевым, можно выделить ряд нарушений в физическом развитии :
Нарушения физического развития :
• отставание в массе тела;
• отставание в длине тела;
• нарушения осанки;
• нарушения в развитии стопы;
• нарушения в развитии грудной клетки и уменьшение ее окружности;
• парезы верхних и нижних конечностей;
• отставание в показателях объема жизненной емкости легких;
Нарушения в развитии двигательных способностей:
• нарушение координационных способностей – точности движений в пространстве;
• координации движений; ритма движений;
• дифференцировки мышечных усилий;
• пространственной ориентировки;
• точности движений во времени;
• равновесия;
Нарушения основных движений :
• неточность движений в пространстве и времени;
• грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;
• отсутствие ловкости и плавности движений;
• излишняя скованность и напряженность;
• ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
Важная задача – привлечь внимание детей к собственному здоровью, научить их беречь его с учётом индивидуальных психофизических особенностей.