Марина Аблялимова
Основные характеристики проектной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Суть определения «проектная деятельность» связана с такими научными категориями и понятиями как «деятельность», «творчество», «проект» имеющими разносторонний характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения различных уровней методологии науки.
Публикация «Основные характеристики проектной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Понятие «проектная деятельность дошкольников» находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. «Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания».
По мнению Н. В. Матяш, проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность дошкольников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н. В. Матяш утверждает, что «творческая проектная деятельность дошкольников – это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость».
По мнению Н. В. Матяш термин «проект» пришел в гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» подразумевает неявное расширение – «технический проект». Однако все чаще данный термин проект употребляется в общенаучном значении.
Процесс создания проекта называется проектирование. Дж. К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде. В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной)».
В психологическом знании понятие проектирования в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы проектирования образовательных систем. В этой области также акцентируется преобразующая функция проектирования по отношению к личному уровню знания.
В качестве учебной деятельности проектная деятельность дошкольников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не получению общественно значимого продукта. Тем самым определятся основные параметры ее содержания, организации, функционирования. Наша задача заключается в том, чтобы обнаружить общие и частные особенности понятий (и стоящих за ними видов деятельности, связанных с проектной деятельностью детей.
Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития воспитанников. Поэтому есть основания говорить о методах обучения проектной деятельности, под которыми мы понимаем целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов.