МААМ-картинки

«Чудеса магнита или магнитная феерия». Создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3–7 лет

Любовь Крюкова
«Чудеса магнита или магнитная феерия». Создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3–7 лет
▼ Скачать +Заказ

Приложение к презентации «Чудеса магнита или магнитная феерия»

Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится, писать. Намного важнее развить у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Публикация «„Чудеса магнита или магнитная феерия“, Создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3–7 лет» размещена в разделах

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать ими и т. п. Словесно-логическое мышление детей дошкольного возраста формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания.

Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что дошкольники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний. Данные, полученные учёными, говорят о наличии развитых представлений о физических явлениях у детей. Это позволяет поставить вопрос о введении в «Программу воспитания и обучения детей» раздела ознакомления с явлениями неживой природы. Явления неживой природы – это объективная реальность мира. А изучает и объясняет все явления наука физика. Принято считать, что в своей основе физика является наукой экспериментальной, поскольку открытые ею законы основаны на установленных опытным путем данных.

Ее цель - показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно.

Я работаю по теме «Чудеса магнита» из раздела «Основные физические явления», цель которой: Создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет, как основы интеллектуально-личностного творческого развития.

Экспериментальная физика исследует явления природы в заранее подготовленных условиях. Самые интересные эксперименты это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Для этого в группе создала уголок экспериментирования для деятельности детей : проведения опытов, экспериментов, исследования.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

-безопасность для жизни и здоровья детей;

-Достаточность;

-доступность расположения.

При этом решала задачи:

(СЛАЙД №2)

Познание: формировать у детей элементарные представления о физических свойствах предметов; поощрять выдвижение гипотез детьми; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Развивать у детей мыслительные операции – анализ, синтез.

Развивать исследовательскую активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

СЛАЙД №3

Интеграция образовательных областей: «Познание» (познавательно-исследовательская деятельность, «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».

Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель образовательной деятельности : Накопление у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; о способности некоторых предметов проводить магнетизм.

СЛАЙД №4

Социализация: формировать у детей умение чётко решать поставленные задачи самостоятельно и при взаимодействии со сверстниками; развивать и закреплять сенсорные способности.

Коммуникация: приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний; воспитывать культуру речевого общения; расширять словарный запас детей, обогащая лексический запас (магнит, магнетизм, болт, мех) .

Безопасность: обучение безопасному проведению опытов. Воспитывать аккуратность при работе с магнитом.

СЛАЙД №5

Планируемый результат: дети активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых проблемных задач; высказывают свою точку зрения; проявляют интерес к исследовательской деятельности; имеют элементарные представления о свойствах магнита.

Раздаточный материал: магниты полосовые, различные металлические предметы (скрепки, шайбы, шурупы, железные пластинки и другие, лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы, лист бумаги, стекло, картон (на каждого ребёнка, стаканчик с водой и металлическими предметами, картонный мольберт, скрепки.

Мотивация: установление положительного контакта, мотивация на последующую деятельность.

СЛАЙД №6

Что такое магнит?

Магнит — это металл, способный притягивать другие металлы, а иногда и отталкивать. А еще намагничивать, то есть передавать свою способность другим предметам. В нем отрицательные заряды концентрируются на одном полюсе, а положительные — на другом. Самый сильный магнит имеет форму подковы, между ее полюсами сосредоточена мощная магнитная сила (магнитное поле). Самый слабый магнит имеет круглую форму, в нем заряды распределены равномерно.

СЛАЙД № 7

Хроники исследовательской деятельности :

знакомство с магнитом

Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Мы вместе с детьми поставили несколько опытов по определению этих свойств. И даже сделали одну игру:)

СЛАЙД №8

Энциклопедические знания:

Магнит - это тело, обладающее магнитным полем. В природе магниты встречаются в виде кусков камня - магнитного железняка (магнетита). Он очень похож на магнитную руду и отличается тем, что может притягивать к себе другие такие же камни. Название происходит от названия гор и местности Магнисия в Малой Азии, где в древности были обнаружены залежи магнитита. Но на многих языках мира слово "магнит" значит просто "любящий" - это осмысление его способности притягивать к себе.

СЛАЙД №9

Опыт №1. Какие материалы притягивает магнит?

Возьмем предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик. Будем подносить к ним по-очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

Вывод:

Магнит притягивает к себе только железо.

СЛАЙД № 11

Опыт №2. «Танцующая бабочка»

СЛАЙД № 12

Задачка на сообразительность.

Надо насыпать в миску манку и закопать в нее скрепки. Как можно быстро собрать скрепки? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.

СЛАЙД № 13

Опыт №3. Магниты действуют на расстоянии.

Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит.

Вывод:

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

СЛАЙД № 15-16

Задачка на сообразительность.

В миску надо налить сантиметра на 2 воды. И бросить в нее скрепку. Как не замочив рук (или каких-нибудь других предметов) вытащить скрепку из воды? Правильно, магнитом - используя только что изученное его свойство действовать на расстоянии.

СЛАЙД № 17

Опыт №4. Магнит имеет два полюса.

Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Попросите ребенка взять два магнита и определить, складывает он их одинаковыми полюсами или разными?

СЛАЙД № 18 ВЫВОД: Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

СЛАЙД № 19

Опыт №5. Магнитные свойства можно передать обычному железу.

Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. У нас их получилось 5 штук. Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.

СЛАЙД № 20-21

Игра «Живые картинки»

В начале игры воспитатель незаметно для детей начинает двигать магнитом с изнаночной стороны картона, а с лицевой стороны дети наблюдают движение машины, ракеты, кораблика. Конечно, на лицах детей удивление. Воспитатель старается вызвать у детей любопытство по отношению к наблюдаемым явлениям.

Через некоторое время воспитатель раскрывает секрет фокуса. Показывает детям магнит, выявляют его свойства. Затем дети самостоятельно пытаются повторить опыт.

СЛАЙД №22

Прогулка

на прогулке мы искали объекты, которые «тянулись» к магниту и нашли…

СЛАЙД № 23

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

СЛАЙД № 24

Мечты одного магнита (сказка)

На столе лежал большой магнит и вздыхал. Ему было очень скучно. Ухватить и прилепить к себе некого. И напрасно магнетики внутри него стояли рядами ровно, как солдаты, и все смотрели в одну сторону, не двигаясь.

Магнит очень гордился своими магнетиками. Он считал себя немного в родстве со светом и его Светиками. Он ведь также состоял из многих мельчайших частиц, только они, в отличие от Светиков, были послушны, стояли тихо и спокойно, никуда не летели. Даже смотрели в одну сторону. У любого металла такие магнетики есть, но все в разные стороны смотрят, не слушаются. А тут, такая сила! Потому что все вместе.

Как схватят кого, так и не отпустят. Жалко только, что схватить, примагнитить они могут лишь железо.

- А если их нагреть? Может, тогда они сильнее станут и начнут всех хватать и примагничивать?

А это уже совсем другая история….

СЛАЙД № 25

Я о магните много не знал,

Но опыты делал и книги читал.

Тайны его приоткрылись и мне…

Магнит – это завтрашний день на Земле!

Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни.

Козьма Прутков

Публикации по теме:

Презентация «Круглый стол педагогов детского сада и школы по проблеме преемственности» В данной презентации представлен материал по работе со школой в вопросах преемственности. Рассмотрены вопросы мотивации детей к обучению.

Рекомендации для родителей по развитию у детей познавательно-исследовательских навыков. Существует мнение, что для успешной подготовки ребёнка к школе нужно как можно раньше научить его читать и писать. Однако задача подготовки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Чудеса магнита или магнитная феерия». Создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3–7 лет
Опубликовано: 6 сентября 2014 в 02:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Чудеса магнита или магнитная феерия». Создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Крюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД