Кукла Полина Г
Основной метод коррекционно-педагогического воздействия при работе с детьми младенческого и раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основной метод коррекционно-педагогического воздействия при работе с детьми младенческого и раннего возраста
Л. С. Выготский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», так как реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый-ребенок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. При этом общение с близкими и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка. Поэтому, по мнению М. И. Лисиной, в качестве решающего фактора формирования у ребенка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ними, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации.
Публикация «Основной метод коррекционно-педагогического воздействия при работе с детьми младенческого и раннего возраста» размещена в разделах
Следует подчеркнуть, что развитие – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И в этом плане особое значение имеет вид деятельности ребенка на данном возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психическом развитии ребенка.
В периодизации Д. Б. Эльконина выделяются следующие виды деятельности:
• непосредственно – эмоциональное общение (0-6 месяцев);
• предметно – манипулятивная деятельность (6-12 месяцев);
• предметно-орудийная деятельность (12-18 месяцев);
• отобразительная игра (18-24 месяца);
• сюжетно-ролевая игра (с 2 до 6-7 лет);
• учебная деятельность (младший школьник);
• интимно-личностное общение (подросток);
• учебно-профессиональная деятельность (юношеский возраст);
• трудовая деятельность (взрослый человек).
Именно на эти виды деятельности надо опираться, стимулируя развитие ребенка на определенной возрастной ступени. А. Н. Леонтьев писал:
«Каждая стадия психического развития характеризуется определенным ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным ведущим видом деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего отношения ребенка к действительности». Причем возникновение новых видов деятельности или превращение их в ведущие не отменяет прежде существующих, а преобразует их, поднимая на новый уровень (1, 5).
Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет – предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для детей, в практической деятельности.
Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка. Она оказывает влияние на все стороны его психического развития.
Игра – одно из важных средств познания окружающего. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения и речи. В ней закладываются основы творчества. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения.
Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания.
Игра-наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности (2 ,3).
Для более сильного эффекта развития ребенка имеет место только полноценная игра, которая не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с теми кто уже умеет играть – со взрослыми и старшими детьми. Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что дети, с которыми ни кто и никогда не играл, не могут сами создать воображаемую ситуацию, придумать игровые замещения. Дети, растущие в закрытых детских учреждениях, в условиях дефицита общения со взрослыми, значительно отстают по уровню развития и срокам появления игры от своих сверстников, живущих в семье.
Для того чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка снчала нужно научить играть. Сензитивным периодом для зарождения игры является именно ранний возраст. В это время создаются условия для зарождения особого вида детской деятельности – процессуальной игры. В ее основе лежат предметные действия, которые осваивает ребенок, а также стремление подражать действиям взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни.
Следует подчеркнуть, что в связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации игр.
1. Маханева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет – М. :Творческий центр, 2005.
2. Дошкольная педагогика / Под ре. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М. : просвещение, 1983.