Сашина Кристина
Основа поисково-исследовательской деятельности: технология развивающего обучения, основные признаки
▼ Скачать + Заказать документы
Основа поисково-исследовательской деятельности : технология развивающего обучения, к основным признакам можно отнести :
-проблемное обучение;
-оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (наглядно-действенной, наглядно-образной, абстрактно-теоретической, практической);
- специальное использование приемов мнемонической деятельности (совокупность специальных приемов и способов запоминания нужной информации, увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций);
Публикация «Основа поисково-исследовательской деятельности: технология развивающего обучения, основные признаки» размещена в разделах
-использование алгоритмических, эвристических приемов умственной деятельности;
-применение наглядно представленных "опор" - условных знаков, символов.
Исследовательский и экспериментальный виды деятельности активно сочетаются с принципами проблемного обучения. Процесс опытнической деятельности ориентирован на формирование познавательной самостоятельности ребенка, развитие его мыслительных, творческих способностей и опирается на теорию развития изобретательских задач (ТРИЗ)
Широка можно применять в исследовательской деятельность игровые методы : обучающие игры, игры поискового характера, познавательно-дидактические и состязательные игры. Технология игрового обучения относится к форме "эмоционального мышления" (В. Д. Пономарев). Игры и игровые элементы придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, следовательно, интересными, способствуют интеллектуальному развитию воспитанников. Игры позволяют развивать у воспитанников самые разнообразные положительные качества и облегчать восприятие излагаемых исследовательских проблем и знаний. Детское экспериментирование изменяет характер общения ребенка и взрослого. Важное место занимает личностные и познавательные контакты. В экспериментировании решается и нравственно-психологическая задача. Ребенок уважает в себе и в других личность. Вырабатывается способность к выражению сопереживания к людям, растениям, животным. Развивается способность детей участвовать в общественной жизни, формируется культура поведения.
Личностно-ориентированное обучение предполагает создание условий для формирования новых мотиваций, воспитания инициативных, активных, способных к творчеству детей (Ю. К. Бабанский, И. П Подласый, И. С Якиманская и др.). При экспериментальной деятельности дошкольника социальная позиция ребенка в отношении взрослого строится по принципам:
- соучастия в деятельности (общение на равных,
- создания эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности;
- признания за ребенком права на существование собственного мнения;
- стимулирование ребенка к высказываниям;
- включения ребенка в творческую деятельность и развития его творческих способностей;
- использования различных способов выполнения задания без боязни ошибиться;
- построения обучения на игровых формах.
Эта технология предусматривает доверительное отношение в общении с детьми, создание ситуаций успеха, дозированная обучающая помощь педагога в зависимости от физического и психологического здоровья ребенка.
Участие ребенка в экспериментах решает и задачу воспитания чувства сопериживания.