Елена Петрова
Оснащение инфраструктуры ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Оснащение инфраструктуры ДОО
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 3.3. ФГОС ДО).
Публикация «Оснащение инфраструктуры ДОО» размещена в разделах
Рекомендации призваны обеспечить создание образовательного пространства, которое будет гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее – ДОО). Разработанные с учетом требований к Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее – ФОП ДО) и к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, охарактеризованных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, данные рекомендации позволят создать в Российской Федерации единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества образования.
Применение Рекомендаций позволит систематизировать требования к приобретаемому оборудованию и учебно-методическим материалам, гарантировать их соответствие ФГОС ДО, обеспечить комплексную безопасность пребывания ребенка в ДОО. При этом данные Рекомендации не являются требованиями, выполнение которых подлежит контролю при проведении проверок в ДОО органами государственного контроля (надзора).
Вместе с тем Рекомендации призваны помочь ДОО соотнести свою деятельность, ее материально-техническое оснащение с требованиями ФГОС ДО. При разработке Рекомендаций было принято во внимание, что дошкольное образование (далее – ДО) является уровнем общего образования и организация инфраструктуры ДОО должна строиться на основе преемственности педагогических технологий, взаимодействия детей и взрослых, принципа сотрудничества педагогов ДО и учителей начального общего образования, обмена необходимой информацией и совместной разработки содержания образовательных программ, предоставления воспитанникам доступа ко всем образовательным пространствам образовательной организации.
В рекомендациях представлено:
- описание инфраструктуры ДОО, соответствующей современным условиям оснащения ДОО, критерии формирования;
- перечни материалов и оборудования, необходимых для формирования инвариантной и вариативной частей инфраструктуры ДОО;
- варианты организации инфраструктуры ДОО;
- алгоритмы формирования инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов;
- предложения к организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области создания инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Рекомендации содержат актуальный перечень нормативно-правовых документов, примеры модельных решений по созданию инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов для реализации образовательных программ ДО.
В каждой ДОО РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть:
– содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей;
• трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов окружающей среды) в разных видах детской активности;
• вариативной – обеспечивать наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
• доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
• трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного обеспечивающим все основные виды детской активности;
• безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности.
Также при организации РППС взрослым участникам образовательных отношений следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательную деятельность более интересной, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность ДО и способствовать формированию у детей новых компетенций (с учетом особенностей их развития, отвечающих современным требованиям.
При реализации образовательной программы ДОО в различных организационных моделях и формах РППС должна соответствовать:
• ФОП ДО;
• материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
• возрастным особенностям детей;
• требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
• требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующему законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценке соответствия продукции, защите прав потребителей
В ходе создания и оснащения инфраструктуры ДОО можно выделить две структурные составляющие:
• инвариантную, обеспечивающую решение задач ФГОС ДО в процессе реализации ФОП ДО;
• вариативную, обеспечивающую решение задач с учетом социокультурных, региональных особенностей ДОО, особенностей организации ДО того или иного субъекта Российской Федерации.
Инвариантная составляющая включает в себя:
• научно-методическое сопровождение образовательного процесса, определяющее соответствие инфраструктурного обеспечения актуальным и перспективным составляющим значимого содержания обучения и воспитания;
• стандартный перечень комплектации с описанием оборудования и средств, обеспечивающих реализацию инвариантной части образовательной программы ДОО (соответствующей ФОП ДО);
• цели и задачи ДО в целом, с учетом особенности организации преемственности между ДО и школой, а также реализации инклюзивной среды в контексте федеральных нормативных стратегических документов.
Вариативная составляющая включает в себя:
• комплекс локальных нормативных актов, обосновывающих вариативную часть инфраструктуры ДОО;
– нормативно-правовое обеспечение, определяющее реализацию образовательного процесса в вариативной части;
комплекс программ (комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ, программ дополнительного образования и др., необходимых для
исчерпывающего учета специфики ДОО;
обоснованный перечень комплектации с описанием оборудования и средств обучения и воспитания, учитывающий специфику вариативной части образовательной программы ДОО.
В Приложении 6. представлена комплектация оборудования и учебно-методических материалов, рекомендованных для реализации обязательной части образовательной программы ДОО (инвариантная часть инфраструктуры) и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть инфраструктуры).
самостоятельной деятельности, а также в работе в команде; развитию критичности мышления, навыков аналитической и познавательно-исследовательской деятельности. Расширился диапазон знаний об окружающем мире, поскольку
охватывает географические знания о всех регионах России.
Образовательная область «Речевоеразвитие» включает классические задачи по формированию словаря, развитию звуковой культуры речи, грамматического строя речи и связной речи, а также развитию интереса к художественной литературе и подготовке к обучению грамоте. Основным отличием в ФОП ДО в данной образовательной области является включение задач по подготовке детей к обучению
грамоте со второй младшей группы, что позволяет реализовать данный комплекс задач пошагово, с возможностью постепенного усвоения. Так, у детей от 3 до 4 лет закрепляют в речи термины «слово» и «звук»; у детей пятого года жизни формируют умение различать на слух твердые и мягкие согласные, называть слова с заданным звуком и выделять голосом звук в слове; детей шестого года жизни учат анализу слов различной звуковой структуры и выделению ударного слога в слове, знакомят со словесным составом предложения и звуковым составом слова; детей седьмого года жизни знакомят с буквами, учат читать слоги, слова и простые предложения из 2-3 слов. Наличие этих задач в Программе поможет обеспечить преемственность в обучении детей грамоте в начальной школе.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» выделены задачи по привычным нам основным направлениям: приобщение к искусству, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, народно-прикладное искусство, конструктивная деятельность, музыкальная деятельность (слушание, пение, музыкально-ритмические движения). Отдельным блоком добавлены задачи по организации театрализованной и культурно-досуговой деятельности детей как составляющих их художественно-эстетического развития. Задачи новых блоков вводятся для детей с третьего года жизни и нацелены на активизацию у них интереса к театрализованной деятельности и создание для этого оптимальных условий в группе. Перечисленные задачи созвучны с задачами Типовой образовательной программы «Растим личность», что облегчит организацию педагогом образовательной деятельности в данном направлении. двигательная деятельность; элементарная трудовая деятельность; музыкальная деятельность.
Для достижения задач воспитания в ходе реализации ФОП ДО, используются следующие методы: организации опыта поведения и деятельности; осознания детьми опыта поведения и деятельности; мотивации опыта поведения и деятельности. При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы (словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей:
при использовании информационно-рецептивного метода предъявляется информация, организуются действия ребёнка с объектом изучения;
репродуктивный метод предполагает создание условий для
воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением;
метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
при применении эвристического метода (частично-поискового) проблемная задача делится на части — проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов. Для решения задач воспитания и обучения широко применяется метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое. Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях.
При реализации ФОП ДО, педагог использует различные средства,
представленные совокупностью материальных и идеальных объектов: демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и искусственные; реальные и виртуальные. Данные средства