оксана карагулова
Оснащение уголка краеведения и патриотического воспитания в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я бы хотели бы предложить Вашему вниманию наш центр по краеведению. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Краеведение является эффективным средством воспитания и образования подрастающего поколения.
Поэтому необходима организация соответствующей предметно- пространственной среды, специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения.
Публикация «Оснащение уголка краеведения и патриотического воспитания в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Работая в таких центрах, дошкольники применяют на практике знания, которые они получают на занятиях по краеведению, при посещении музеев, во время экскурсий в лес, в парк, по городу, стране.
Цель создания центров – всестороннее изучение родного города, края, в котором живешь, страны.
Задачи:
- знакомство с историей города и родного края, страны;
- содействие развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора, поисковой деятельности;
- воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к родному краю, стране;
- побудить педагогов – участников конкурса – к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музея, в которых представлены яркие страницы истории нашего народа;
- выявление творческих способностей педагогов при оформлении уголков по краеведению, при использовании новых форм работы с дошкольниками.
Как известно, по ФГОСу, работа по нравственно - патриотическому воспитанию детей должна быть представлена следующими тематическими блоками: По краеведению:
Семья Детский сад Родной город Родная страна.
Вот что мы имеем в нашем уголке краеведения…
- начнём с расположения и внешнего вида уголка:
Конечно, вниманию дошкольников прежде всего представлены флаг и герб России, гимн России, фотография нашего президента Владимира Владимировича Путина, фотография столицы – Москвы, карта Российской Федерации, а также сувениры с символикой страны, столицы.
Здесь же дети могут увидеть то, что им близко и дорого: герб родного города, фотографии родного садика.
А теперь подробнее о содержании самого уголка.
• Детский сад. Дидактические материалы по теме Детский сад для совместной работе с детьми, так и индивидуальной работе. Тематические альбомы «…очень дружно мы живём – чем заняться мы найдём…», «Как я провел лето», «Экскурсии по детскому саду»
• Семья. Дидактической материал по теме. Тематические альбомы в виде детско-родительских презентаций: «Моя семья», фотоальбомы. Говоря с детьми о семье, обращаем внимание на права и обязанности каждого.
• О родном городе Перми дошкольники могут пересмотреть, повторить информацию, перелистывая уже известные Вам альбомы: «История рождения Перми», «Природа Перми», «Заповедные места Перми», «Наши стихи о родном городе Перми», «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Народный костюм», «Стихи о Перми», «Пермские писатели» и др. Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения); Достопримечательности города», Карта города. Символика города (флаг, герб, сувениры с символикой города: магнитики, значки).Научная литература.
• О родной стране. О нашей стране есть альбом «Наша Родина – Россия» и ещё некоторые дополнительные материалы. Конечно, есть материалы для ознакомления с другими городами нашей Родины. Конечно, мы не забываем и о других странах и национальностях – с чем тоже знакомим дошкольников
Также разработаны дидактические игры:
- «Путешествие по городу», где основная цель: закрепление знаний и представлений детей о городе Перми, развитие речи, памяти, внимания, мышления; воспитывать интерес к родному городу.
- Дидактическая игра –лото «Мой любимый город Пермь»
Цель: Закрепление знаний детей о достопримечательностях города Перми, памятных местах, местах отдыха.
- Дидактическая игра «Составь из частей»
Цель: закрепление знаний детей о геральдике городов Пермского края и флага.
Также есть полочка красоты, которую украшают предметы народно-прикладного искусства, а именно мини-коллекция матрешек и изделий из дерева. Имеется художественная и научная литература для детей по Перми, стране и краю (стихи, сказки, фольклор). И, конечно, не забываем о продуктивной деятельности детей, а именно рисование (раскраски по теме, карандаши, фломастеры.)
В продолжение к центру краеведения есть музей «Богатства уральских гор», где представлены различные камни, тематические альбомы по теме.
Рекомендации для центра патриотического воспитания по возрастам:
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)
Основная цель работы в этом возрасте – ознакомление с ближайшим окружением. Можем расположить спокойной зоне, в центре социально – коммуникативного развития.
• Альбомы: “Наша семья”, “Улицы города”, “Мой город”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
• Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды нашего края, сказки Сибири, потешки, скороговорки.
• Папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный мир Сибири”, “Наш город во все времена года”.
• Подвижные игры народов Сибири: “Оденем куклу на прогулку”, “Познай себя”
• Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”.
• Картинки – иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети, живущие в других городах”.
• Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
• Совместные работы из бросового и природного материала.
• Образцы декоративно-прикладного искусства (города Перми).
• Куклы в русских костюмах.
Средний возраст. (5-й год жизни)
• Альбомы выше перечисленные + «Моя Россия»
тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, -посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям,
• транспорту, архитектуре, профессиям жителей.
• Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
различные макеты (крестьянская изба, комната - горница, крестьянское подворье и т. п.);
• куклы в русском костюме
• дидактические игры;
• Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки, стихи, загадки народа, о городе, о России.)
• Элементы государственной символики (флаг, герб России);
• Элементы областной символики (флаг и герб республики, города, в котором живете);
• Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
• Мини музей: Элементы одежды, Посуда народа, Музыкальные народные инструменты
• Аудио и видео материалы о природе родного края
Старший возраст (6-7 –й год жизни)
Располагается в рабочей зоне, весьма активно используется детьми старшего дошкольного возраста, как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных игр и занятий с материалами различного вида. Работа в центре может заменить традиционное занятие.
• Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»; «Детский сад».
• Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Народный костюм», «Достопримечательности города», «Архитектура», «Спорт», «Природные богатства», мини-музей («Предметы русского быта»; «Прошлое и настоящее посуды» «Символика государств», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.);
• Подборка стихотворений о городе.
• Карта города. Символика города (флаг, герб).
• Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения);
• Тематическая папка «Мой край»: карта и символика края; материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее; сельское хозяйство);
• Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве.
• Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны;
• Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоальбом «Памятники воинской славы».
• Художественная литература
• Дидактические игры по теме.
• Макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.);
• Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины.
• Художественная литература, посвященная нашим великим соотечественникам, прославившим Россию; их портреты;
• Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях.