Лариса Сарженко
Сценарий «Осень в Королевстве классической музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас в музыкальной гостиной. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! С ними обязательно надо поздороваться. Но, т. к. мы с вами находимся на музыкальном занятии, значит, здороваться мы будем песней.
Песня – приветствие:
М. р. : Ну, здравствуйте, ребята! Рано утром мы приходим в детский сад-щелч
Дети: Здравствуйте! Очень рады видеть здесь своих ребят-хлопки
Публикация «Сценарий „Осень в Королевстве классической музыки“» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии музыкальных развлечений
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
М. р. : Как ваше настроенье? И с улыбкой это утро мы начнем-по коленям
Дети: Очень хорошо: Всем здоровья пожелаем и споем.
М. р. : Пора нам заниматься! Здравствуйте! (3раза)
Дети: Да, да, да! Мы приветствуем гостей
М. р. : Вы будете стараться? Пора нам заниматься!
Дети: Так же, как всегда!
Будем танцевать
И песни распевать!
М. р. : Тихо-тихо рядом встанем входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде‚ в разноцветном‚ расписном!
И раздвинутся вдруг стены‚ вся земля видна вокруг:
Плывут звуки в речке пенной‚ тихо дремлет лес и луг…
Вдаль бегут лесные тропки‚ тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и зовет нас за собой!
Посмотрите как здесь красиво. Вы попали в волшебное царство музыки‚ которая нам сегодня расскажет об очень красивом, но немного печальном времени года. В одном прекрасном королевстве жили четыре феи-волшебницы: Зима, Весна, Лето и Осень. Каждая из них правила в строго отведенное только ей время. Наступила удивительная пора – пора волшебницы Осени. Созвала она художников, поэтов, музыкантов и спросила : «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?» И каждый из них ответил по-своему.
-Как вы думаете, что ответил художник? (нужны краски)
-А поэт? (нужны красивые слова, сочетания слов, рифмы)
-Композитор? (нужны музыкальные звуки)
М. р. : «Хорошо!» - сказала Осень художникам. «Будут вам краски, а уж вы выбирайте сами…».
А поэтам Осень ответила : «А вам самые красивые рифмы, а уж вы выбирайте!
Ну а вам, музыканты много-много звуков, только вы выбирайте»
Ох, и непростую задачу задала Осень художникам, поэтам и музыкантам… Что же выбрали они для Осени?
Слайд на экране «Золотая осень» И. И. Левитана
М. р. : Какие приметы осени мы знаем?
Дети: Осенью природа словно притихает, кажется усталой, утомленной. Деревья скидывают с себя листву, птицы покидают нас и летят в теплые страны. Золотая осень – радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской. Это осень бодрящая, жизнерадостная, сказочная. Поэты именно осенью сочиняли стихи и один из них сейчас прочтет…
Стих читает ребенок:
Осень роняет в раздумье листву
И бусинки слёз в виде капель дождей.
У Осени-модницы много идей :
То в солнечный свет наша Осень одета,
То в бархат атласный алого цвета.
То тучею синею, словно платком,
Кутает плечи, кружась с ветерком.
Ищите вы Осень на нашей поляне,
Лишь явится Осень, подружится с вами.
М. р. : Смотрите, поэт сочинил стих, художник написал картину, а композитор создал музыку.
Слайд на экране портрет Антонио Вивальди
М. р. : Ребята, портрет какого известного человека мы видим? (ответы) Мы с вами уже слушали музыку этого композитора. Итальянский композитор Антонио Вивальди посвятил осени концерт для скрипки с оркестром! Он так и называется «Осень». В концерте три части. Сейчас мы послушаем небольшой фрагмент первой части.
Слушание 1-й части Allegro концерта №3 А. Вивальди «Осень»
М. р. : Какое настроение у этой музыки? (светлое, радостное, игривое)
Вот такую замечательную, красивую музыку выбрал музыкант для Осени. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Передать в движении это радостное, слегка игривое настроение. Мы должны создать яркую, красочную, пеструю, разноцветную картину осени.
( Обсудить с детьми возможные движения: легкий бег, маленькие прыжки, поскоки, движения рук не плавные, можно встряхивать руками, «дирижировать», обратить внимание на форте и пиано. Предложить детям атрибуты – осенние листья).
Слайд картина золотой осени
Танцевально - ритмическая импровизация «Краски осени»
с листьями А. Вивальди 1-я часть концерта «Осень»
Дети садятся на стульчики.
М. р. : Когда смотришь на увядающую осеннюю природу, тебя охватывают различные чувства: и нежность, и удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, что красота осени уходит.
Звучит музыка С. Майкапара «Осенью».
М. р. : Какое настроение передано в этой музыке? (ответы детей)
Да, музыка звучит тихо, жалобно, застыло, неторопливо. Природа словно замерла перед сном. У нашей феи-волшебницы бывает разное настроение. Осень бывает и теплая, радостная, золотая и грустная, тоскливая, печальная.
Звучит мелодия песни «Осенняя сказка» (ф-но)
М. р. : Знакома ли вам эта музыка? Давайте исполним эту песню. Но чтобы красиво ее исполнить, нам надо немного распеться. Предлагаю спеть «музыкальную лесенку»! Но когда мы «поднимаемся вверх» - спеть ярко, красиво, солнечно, как будто мы радуемся золотой осени- на звук «о-о», а вниз – на звук «у-у», немного печально, грустно, будто листва уже опала, нам грустно, что идут дожди….
Упр. на развитие слуха и голоса «Музыкальная лесенка»
Песня «Осень»
М. р. : Какой характер у этой песни? Какое настроение? Картину какой осени изображает композитор - золотой, яркой или унылой, тоскливой? (Работа над динамикой, звуком, выразительным исполнением).
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца. (Алексей Плещеев)
Песня «Дождик»
М. р. : Засыпает постепенно природа осенью, а я пою ей свои колыбельные песни, укрывая одеялом из листвы и надевая снежные шапки на горные вершины…
Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы.
Подожди немного, отдохнёшь и ты.
Песня на осетинском языке
М. р. : Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья.
Красный‚ желтый‚ золотой - как хорош ты лист цветной!
Пальчиковая игра «Падает лист»
Игра выполняется с движениями и звуковым сопровождением на треугольнике, бумаге, колокольчиках, маракасах.
Текст:
1. Смотрите, смотрите, падает лист,
А воздух осенний прозрачен и чист.
Весной, разрывая клейкие почки,
На ветках взрывались хлопушки-листочки.
2. Смотрите, смотрите, падает лист,
Желтый, сухой, он теперь неказист.
Листья писали мазками теней
Портреты июльских солнечных дней.
3. Смотрите, смотрите, падает лист,
И лес опустевший не так голосист.
Деревья уснули и спят до весны,
И смотрят цветные зеленые сны.
М. р. : Листья желтые летят, скоро голым будет сад
Вдруг их ветер подхватил, в легком танце закружил.
Танец «Танец с осенними листьями»
М. р. : А сейчас, ребята, я предлагаю вам, поиграть (с осенними листиками).
Музыкально – дидактическая игра «На дворе листопад»
М. р. : Вот и закончилось наше занятие. Мы слушали музыку, стихи великих поэтов, увидели картины русских художников.
Музыкальный руководитель :
---Ребята, о чём нам сегодня рассказала музыка?
--- Какое музыкальное произведение об осени мы слушали?
---Назовите композитора.
---Как вы думаете, почему композитор сочинил музыку о природе?
Природа – это красота, доброта, которая нас окружает. Что никогда не сделает человек, любящий природу? Правильно, он не сможет сломать дерево, разорить гнездо птицы, оставить разведённый костёр в лесу.
Музыка открывает нам красоту и помогает нам беречь природу.
Я вам дарю волшебные нотки. Желаю вам, чтобы музыка всегда в душе звучала. Дарила красоту, поддерживала и помогала.
Осень – удивительное время года! Может вызывать самые разные, даже противоположные настроения.
У вас есть очень хорошая возможность – выйти сейчас на прогулку и убедиться, что осень, о которой нам сегодня рассказали поэты, композиторы и художники – настоящая, и мы с вами можем с великой радостью насладиться всеми ее прелестями. До новой встречи, до свидания!
Дети выходят под музыку.