Наталья Корносенко
Оригами как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Оригами как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно - образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, находить оригинальные решения.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Реализация этих требований предполагает формирование человека с творческими способностями.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. Одним из видов конструирования является оригами.
Оригами – увлекательное занятие, доступное детям среднего и старшего дошкольного возраста, поэтому необходимо использовать столь успешное средство экологического воспитания. Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой, а затем с творческим азартом воплощает увиденное с помощью бумаги, тем самым закрепляя теоретические знания.
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил, что» Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Отечественные педагоги (Л. В. Куцакова, С. Афонькин, Т. И. Тарабарина, Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р. Хабарин, Э. Кеннвейн, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качества у детей.
Почему именно оригами, в чем значимость этого удивительного искусства для развития детей?
Значение оригами для развития ребенка трудно переоценить. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий, что в свою очередь способствует переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и закладывает основу для формирования логического мышления.
Оригами способствует развитию речи и коммуникативных навыков. В ходе занятия педагог знакомит детей с различными литературными произведениями, где поделки ребят являются образом главного героя, разучиваются поговорки, скороговорки, стихи о персонаже;
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир приключений.
Экогогическую проблему, считаю актуальной, и её решение вижу в осуществлении разных видов детской деятельности, способствующих развитию экологического воспитания ребенка, среди которых особое место занимает работа с бумагой в технике оригами, основанных на реализации поставленной цели и внедрении следующих принципов:
1. Принцип доступности. При ознакомлении детей с новым познавательным материалом приоритетная роль отдаётся игре; для занятий оригами мы используем экологически чистую бумагу, переработанную из вторсырья; при помощи техники оригами можно научить детей беречь природу, рассказывать сказки и т. д.
2. Принцип интеграции. Занятия оригами позволяют осуществить комплексное взаимодействие различных образовательных областей: коммуникация, творчество, социум, познание, здоровье. Оригами можно использовать при изучении явлений живой и неживой природы, времен года, животных, растений, птиц, насекомых, Дети с интересом и желанием включаются в создание разнообразных макетов, что позволяет закрепить детям материал по ознакомлению с окружающим и экологии. Интеграция оригами дает ребенку дополнительную радость от занятий, ведь сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми способами.
3. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Дети открывают удивительный мир творчества, проявляют фантазию, развивают вкус. Большую радость доставляет детям оживление игрушки: бабочка проснулась, она прилетела сообщить, что наступает весна; заяц прижал ушки, спрятал лапки - ему холодно; цветы просыпаются, значит, наступило утро. В такой обстановке дети раскрепощаются, охотно сочиняют сказки и с удовольствием делают игрушки.
Дети склонны к открытиям, их волнуют путешествия в дальние страны. Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно - следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картингу мира.
В нашем ДОУ я руковожу работой кружка «Умелые ручки. Оригами» для детей старших и подготовительных к школе групп. В течение года тематика занятий меняется в зависимости от изменений в природе. Осенью мы делаем грибы, листья, деревья; зимой – диких и домашних животных, обитателей пустыни и морских глубин; весной – различные виды из мира насекомых, птиц, цветов. На каждом занятии дети не только обсуждают технику выполнения поделки, но и узнают много нового и интересного об этих объектах природы, о необходимости бережного отношения к окружающему миру животных и растений. Дети углубляют свои познания о природе и взаимосвязях в ней; развиваются не только творческие способности, но и исследовательская мыслительная деятельность. Свои поделки дети могут использовать для сочинения и обыгрывания экологических сказок, выполнения экологических проектов, оформления группы к праздникам.
Занятия оригами, направленные в нужное русло, открывают большие возможности в воспитании гармонично развитой личности, живущей в согласии с собой и природой. Таким образом, использование оригами как средства экологического воспитания старших дошкольников способствует не просто экологическому, но и всестороннему развитию ребенка.