Нина Краева
Оригами как средство развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Меня, как педагога и логопеда по образованию заинтересовало искусство оригами не столько своей эстетической стороной, сколько возможностью использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития произвольности всех психических процессов, а также для развития мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Исследования ученых В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. К. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. М. М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Дети, имеющие речевые нарушения, особенно нуждаются в совершенствовании ручной моторики, которая способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. Использование нетрадиционных методов и приёмов для развития мелкой моторики рук, в нашем случае – оригами, стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Публикация «Оригами как средство развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Занятия оригами создают природосообразные (естественные факторы, а значит, эффективные и не опасные для здоровья условия для быстрого естественного роста целого букета природных способностей детей - внимания, памяти, мышления, воображения. Один из итогов нашей работы - увлекательное, а потому быстрое, "незаметное" и менее накладное созревание способностей детей, уменьшение внутренней тревожности и избавление от неврозов, а значит, и повышение интереса и успешности учебы.
Дети учатся не только работать с бумагой, у них развивается пространственное воображение, они учатся читать чертежи, следовать устным инструкциям, удерживать внимание на предмете. Дети к концу обучения умеют внимательно выслушивать задание, выполнять его, доводить начатое до конца, по одному отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, задавать вопросы по содержанию занятий, связно рассказывать об увиденном или услышанном. Действуя с предметами и материалами, ребёнок, практически познаёт некоторые их свойства.
Обучение проходит быстро благодаря игровым методам, которые я использую во время занятия. Игра идёт в основе всего обучения.
В течении многих лет я с удовольствием знакомлю и обучаю моих воспитанников искусству оригами. Мною разработана программа, предназначенная для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Программа рассчитана на два года обучения и предназначена для работы с детьми в старшей и подготовительной группах детского сада.
Оригами – это складывание различных фигур из белых или разноцветных квадратных листов бумаги. «Ори» в японском языке обозначает «складываю», а «коми» — «бумага».
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети учатся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого, они узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
В моей программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей оригами, с учетом их возрастных особенностей, что способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
умение слушать воспитателя;
принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения;
развитие самоконтроля и самооценки;
осознание собственных умений и познавательных процессов.
Цель моей программы состоит в обучении старших дошкольников искусству оригами для развития мелкой моторики рук, а также всестороннего интеллектуального и эстетического развития в целом.
Для достижения цели мною поставлены задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с искусством оригами, базовыми формами;
Обучать различным приемам работы с бумагой;
Формировать умение следовать устным инструкциям;
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями;
Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
Учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие :
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда.
Воспитывать аккуратность.
В своей работе я использую следующие методы обучения:
Наглядные: рассматривание образцов, схем; демонстрация
иллюстраций по теме занятия; наблюдение; показ (выполнение) воспитателем;
Словесные: чтение художественной литературы; беседы; объяснение и
обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам.
Практические: индивидуальная работа детей; совместная деятельность
взрослого и детей; опора на личный опыт детей.