Ольга Панюшкина
Оригами и подготовка детей к школе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Оригами и подготовка детей к школе
Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе – это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их коренятся в дошкольном детстве.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умение читать, писать и оперировать числами в пределах десятка. Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально- личностной сферы, а также достижения определенного уровня физической зрелости.
Однако, в социального, эмоционального - личностного и физического развития с помощью «натаскивания» успеха достичь невозможного. Дети приходят в школу, не понимая самой организации школьной жизни.
Как помочь ребенку подготовится к школьному обучению, открыть себя наиболее полно? Как создать условия творческого роста будущего школьника и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях? Как помочь ребенку снять нервное напряжение, страхи, вызвать радостное приподнятое настроение, обеспечить положительное эмоциональное состояние в процессе обучения? Как создать основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми? Ответы на эти и другие вопросы, касающееся успешной подготовки детей к школьному обучению приходилось искать в разных источниках.
Наш педагогический коллектив поставил перед собой цель – создать детский сад творческого развития личности.
Одним из путей осуществления этой цели стало увлечение детей и взрослых в искусство оригами – самым простым, увлекательным и доступным способом работы с бумагой.
Мы дали возможность ребенку открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в цветок, животное, игрушку- забаву, волшебную кусудаму и т. д., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм и величин.
Знакомясь с литературой по использованию техники оригами в работе с дошкольниками, я вспомнила о трудах педагога Фридриха Фребеля – организатора первых детских садов. Он предполагал использовать оригами для развития мелкой моторики пальцев рук, а значит и как способ развития центров речи, для расширения возможностей формирования умственных способностей детей дошкольного возраста.
Фридрих Фребель впервые ввел оригами для работы с детьми с двух лет. Изучая литературу по оригами, сделала выписк5у о том, что может дать ребенку оригами.
Педагоги многих стран давно заметили, что оригами :
• Учит слушать устные инструкции учителя, учит совершать последовательные действия;
• Развивать способность контролировать с помощью мозга тонки движения рук и пальцев;
• Улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать объёмными предметами;
• Учит читать чертежи, по которым складывают фигурку;
• Знакомит на практике с основами геометрии, геометрическими понятиями;
• Развивает уверенность в своих силах и способностях;
• Помогает развитию первых чертежных навыков;
• Стимулирует развитие памяти;
• Учит концентрировать внимание;
• Развивает творческие способности и исследовательские навыки.
• А супруги из Ростова - на – Дону Екатерина и Юрий Шумановы провели специальные исследования роли оригами в развитии познавательных и психомоторных особенностей детей. В своих исследованиях они использовали методики Равена и Гилферда, тесты Баррон, К. П. Ильина, методики Люшера. Были сделаны выводы, что оригами может быть использовано для:
• Повышения навыков мелкой и точной моторики пальцев рук как правой, так и левой;
• Повышения активности правого и левого полушария мозга;
• Повышения интеллектуальных способностей
• Активизации творческого мышления, увеличения его скорости и гибкости;
• Развития пространственного воображения;
• Улучшения глазомера;
• Снятия тревожности;
• Повышения и стабилизации на высоком уровне психоэмоционального состояния.
Результаты этих исследований были доложены на 11 Всероссийской научной конференции «Методы психологии», 1998г.
Вот тогда я задумала попробовать решить многие вопросы подготовки детей к школе с помощью оригами – искусства складывания из бумаги.
Анализ психолого – педагогической литературы подвел к выводу, что проблема формирования волевых качеств, так необходимых для обучения в школе, в процессе ручного труда не рассмотрена. Однако, существует множество практического материала, представленного в журналах «Дошкольное воспитание», «Оригами».
М. Гусакова, Л. Куцакова, К. Степанов, Р. Буре, К. Тарловская, Л. Топоркова-вот, пожалуй и весь перечень авторов, работающих по проблеме ручного труда в воспитании детей. Все они отмечают необходимость использования разных видов труда в воспитании детей. Отмечают, что достижения результата ребенку необходимы такие волевые качества: целеустремленность, организованность, терпение (умение доводить начатое до конца, упорство, преодоление препятствий к достижению цели.
Именно техника «оригами» и будет способствовать формированию этих волевых качеств у старших дошкольников.
На современном этапе появились новые имена: Р. И. Долженко, А. В. Козьмина, С. Ю. Афонькин, М. Войткович – это исследователи, которые занимаются вопросами «оригами».
Они разработали методику проведения занятий по обучению детей технике оригами.
Можно отметить, что вопросы ручного труда, оригами представлены больше в методическом плане.
Специальных исследований, трудов о роли оригами в подготовке детей к школе нет.
Это и заставило более основательно заняться изучением возможностей оригами в вопросе подготовки детей к школе.