Наталья Филиппова
Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) «Живая старина»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) «Живая старина»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №3 «Незабудка» г. Протвино Московской области Филиппова Наталья Николаевна
Праздник «Живая старина»
Программное содержание:
- знакомить с бытом и традициями жизни русских крестьян,
- закреплять знания детей произведений устного народного
творчества;
- развивать интерес к истории России,
- развивать речь детей, развивать творческие способности;
- воспитывать уважение к традициям своего народа,
Публикация «Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) „Живая старина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2013
- воспитывать трудолюбие, взаимопомощь,
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь
к родному краю.
Подготовительная работа:
- беседы о быте русских крестьян и традициях (гостеприимство, трудолюбие,
взаимопомощь, заучивание пословиц и поговорок;
- беседы о традициях встречи весны на Руси, заучивание закличек и песен;
- беседа о перелётных птицах и разучивание сценки «Птичий разговор».
Оборудование:
- печь с утварью, длинный стол с лавками, сундук и др. вещи быта.
- экран для теневого театра, проэктор.
- аудиозаписи русских народных мелодий.
- обрядовое дерево, украшенное колокольчиками и лентами.
- шапочки птиц для драматизации.
- фигурки кота, курочки и птички для теневого театра.
- сундучок домового с прикрепленным плоским фонариком.
- птичка-свистулька, разноцветные ленточки.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая.
Хозяйка с детьми (6-7 ребятишек разного возраста) со смехом вбегает в горницу, усаживается за стол на лавки.
Хозяйка: Поиграли – пора и делом заняться!
Дети: - Делу время, а потехе час!
- Труд человека кормит, а лень портит.
Хозяйка: Правильно, ребятушки! Я с утра тесто поставила, чтобы колобков да булочек испечь! Будете мне помогать?
Дети: Да!
Хозяйка (надевает фартук, месит тесто и делит на кусочки, приговаривает): Чтобы не получилось, как у одной сороки, помните?
- Сорока-белобока! Где была?
- Далеко! (Дети все вместе проговаривают потешку)
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (дети загибают большой палец,
Этому дала (загибают указательный палец,
Этому дала (загибают средний палец,
Этому дала (загибают безымянный палец,
А этому не дала (загибают мизинец)
Ты воду не носил,
Ты печь не топил,
Ты кашу не варил –
Ничего не получил!
А вы у меня помощники! Вот и хорошо, вместе мы быстро управимся.
Хором: Берись дружно, не будет грузно.
Хозяйка: С песенкой работать ещё веселее!
Дети катают колобки и поют русскую народную песню «КОЛОБКИ»:
Пекарь, пекарь из муки
Испеки нам колобки:
Сушки для Ванюшки,
Баранки для Танюшки,
Бублики для Гришки,
Да крендель для Маришки.
Хозяйка (складывает пирожки на доску, приговаривая): Вот как быстро мы управились! А теперь потрудись и ты, печка-кормилица! (Ставит в печку)
Прибегают и стучатся гости (5-6 детей):
- Здравствуйте, соседи дорогие!
Дети (хором): Здравствуйте!
Хозяйка выходит и встречает гостей.
Хозяйка: Добрый день, гости званые и желанные. Милости просим! Проходите в мою горницу, усаживайтесь, будьте, как дома. Рада гостям, как добрым вестям.
Гости: - Спасибо за доброе слово.
-Голуби туда летают, где их привечают.
Хозяйка: Добрых слов я много знаю, да добрым словом всех вас и привечаю.
(Гости рассаживаются на лавках.) Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Гости: Гостям – известное дело, хватило, да не тесно ли хозяевам?
Дети: - В тесноте, да не в обиде.
- Вместе тесно, а врозь скучно!
Хозяйка (стелит скатерть, ставит самовар и чашки): Хоть небогаты, а гостям рады! Я самовар поставлю, чаем вас напою. Скоро колобки испекутся. А дед Никанор медку принёс, будем угощаться. А где же мёд? Только сейчас банка здесь стояла!
Из-за печки раздаётся кашляние.
Хозяйка: Ой, ребятушки, никак Домовой проснулся! Вы знаете, кто такой домовой?
Дети: Домовой – это добрый дух дома.
Хозяйка: Правильно. А как вы ещё его зовёте?
Дети: прибаутник, дедушка, запечник, ветродуй, соседушка, доможил.
Хозяйка: На зиму, он, как вся природа, засыпает и просыпается лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Но вот март уже прошёл, весна вступает в силу, природа просыпается и главный дух-хранитель очага — домовой, проснулся, чтобы навести порядок в доме.
А 1 апреля у Домового именины!
Из-за печки снова раздаётся кашляние.
Ишь, раскашлялся! Любимая забава домового - «прятки». Он прячет нужную вам вещь и развлекается, наблюдая за отчаянными поисками. Чтобы пропажа нашлась, нужно сказать: «Домовой, домовой, перестань шутить со мной. Вещь взял, поиграл - положи на место».
Давайте позовём Домового!
Дети (хором): Батюшка Домовой!
Хозяюшка заревой!
Сядем рядком да поговорим ладком.
Иди к нам поближе!
Звучит русский наигрыш. Из-за печки выходит Домовой, потягивается и зевает, пританцовывает. Дети обступают Домового, здороваются.
Домовой: Здравствуйте, ребятушки! Ох, как я выспался! Наконец-то весна пришла! Я за печкой дремал и слышал, как вы весну звали!
Ребятушки, как вы солнышку кричали?
Дети (хором): Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Домовой: А жаворонков пекли?
Дети: Да!
Домовой: А как весну кликали?
Дети (хором): Жаворонки, прилетите!
Студёну зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Домовой: Ой, спасибо! Порадовали! И весну-то вы позвали, да и дома матушке помогали! Любо-дорого мне на вас смотреть! Люблю я, когда в доме порядок, когда мир да любовь! А для хороших деток у меня есть подарочек! Хотите, я покажу вам свой волшебный сундучок?
Выносит из-за печки сундучок и вместе с детьми усаживается на ковре напротив полотняной стороны печки.
Домовой: Когда за печкой я сижу, сундучок я свой смотрю.
Звучит тихая таинственная музыка, свет выключается. Домовой открывает сундучок, оттуда - свет. Потом направляет свет на стену печки. В ярком световом круге появляются и оживают фигурки животных (теневой театр). Домовой читает потешки
В это же время Хозяйка незаметно меняет в печке сырые колобки на печёные.
Домовой: Пошел котик на Торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка7
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушечка,как ыцплятки просят пить?
- Пи-пи-пи!
Птичка, птичка,
Вот тебе водичка,
Вот и тебе и крошки
На моей ладошке.
Свет из сундучка гаснет, включается общий свет.
Домовой: Пришло тепло, а жаворонок за собой сорок птиц привёл.
Смотрите, сколько птичек в моём сундучке!
Домовой достаёт из сундучка шапочки птиц, дети их надевают.
Инсценировка.
Воробей: Я– воробей- мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряю,
Крошки собираю.
Синица: Я - птичка – невеличка,
добрая синичка!
Дятел: Я в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
Всё время стучу – деревья лечу!
Кулик: Я, Кулик, куликал,
Вам весну закликал!
Грач: Всех перелётных птиц черней,
Я ищу в земле червей,
Вдоль по пашням мчуся вскачь,
А зовусь я – птица грач.
Скворец: Я - весенний гонец
И зовут меня скворец.
Дятел: Расскажите, птицы,
Где вы побывали?
Расскажите, перелётные,
Что вы повидали?
Грач: В жарких странах – жаркое лето.
Ни зимы, ни снега там нету.
Воробей: Хорошо ли жили
Вдалеке от дома?
С кем вы там дружили,
В странах незнакомых.
Скворец: Мы скучали по деревне,
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям,
По соседу воробью.
Кулик: А как вы зиму провели?
Не оголодали вы?
Трудно корм зимой добыть,
Тяжко стужу пережить!
Синица: Нам ребята помогали –
Зёрна, крошки насыпали!
За заботу говорим
От души «спасибо» им!
Дятел, Синичка и Воробей: Вы бы с нами поиграли,
Мы вас очень, очень ждали!
Хозяйка: Готовы для птиц дома,
Готовы дома-терема!
Летите, веселые птицы,
Скорей занимайте дома!
Звучит народный напев свирели, проводится игра «Займи домик»
Дети разбиваются на пары, берутся за руки — это домики. Группа детей в шапочках— «птицы», их больше, чем «домиков». «Птицы» летают, по сигналу ведущего занимают «домики». Кому не хватило домика, те выбывают из игры, а потом меняются с детьми-«домиками».
Под конец игры Хозяйка уходит к печке.
Домовой: Ой, спасибо, ублажили,
Домового повеселили!
Буду в вашем доме жить, буду дом ваш сторожить,
Буду дом оберегать, счастье буду привечать.
Хозяйка (от печки): Ребятушки, сюда бегите!
Горячи булочки берите!
Горячие, румяные, с пылу-с жару!
Дети бегут к столу, в это время Домовой берёт сундучок и незаметно скрывается за печкой.
Хозяйка: Пышка, лепёшка в печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела!
Вот сколько мы напекли угощенья – всем хватит! Ой, а где же наш Домовой? За печку ушёл! Оставим ему угощеньице за печкой, он любит полакомиться.
Хором: "Хозяин-батюшка! Ешь пироги — наш дом береги!"
Хозяйка: А вот и сладкий медок!
Дети за столом пьют чай, Хозяйка выкладывает на тарелку пироги. Раздается пение: в зал входят дети и взрослые, несут обрядовое дерево с завязанными на ветвях колокольчиками и бумажными цветами.
Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать. (Пение птичек-свистулек.)
Хозяйка («подбегает к окну» и говорит детям в избе): Ребятушки! Обрядовое дерево несут! Берите ленты, колокольчики!
Будем дерево украшать, весну-красну привечать!
Дети с разноцветными лентами выбегают «на улицу», раздают гостям праздника ленты и завязываютих на дереве. Взрослые и дети водят хоровод и продолжают петь песню.
Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.
А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.
Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!
Хозяйка выносит из избы на подносе колобки и булочки:
Вот тебе, матушка-весна,
Ржаного хлебеца! (Кланяется)
Взрослые (поочередно).
-Пришла весна! Пришла красна!
-Пришла к нам с радостью,
С превеликой к нам милостью!
-На урожай богатый
Да на хлеб насущный!
Хозяйка: Любите друг друга! Будьте миром богаты!
Звучит весёлая русская музыка. Дети и взрослые друг за другом «змейкой» выходят из зала. Заканчивается праздник чаепитием.