МААМ-картинки

«Числовой отрезок». Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе

Светлана Тюнеева
«Числовой отрезок». Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Материалы к занятию.

Демонстрационный: циркуль, опорная таблица 1 к заданию 4.1; опорная таблица 2 к заданию4.1.

Раздаточный: числовая линейка.

Предшествующая работа.

Накануне занятия воспитатель показывает детям циркуль, проводит с его помощью окружности, откладывает отрезки разной длины.

Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что расстояние между ножками циркуля можно менять, а можно зафиксировать.

Зафиксировав расстояние между ножками циркуля, воспитатель откладывает на листе (доске) в клетку два отрезка, длина которых равна, например, 8 клеткам. Отрезки нужно расположить в разных концах листа (доски).

- Как вы думаете, одинаковые или разные по длине шаги делает циркуль, когда ножки зафиксированы? Как проверить, одинаковой ли длины шаги делает циркуль? (Надо посчитать клетки.)

Дети пересчитывают клетки и убеждаются, что длина шагов циркуля одинакова.

Воспитатель делает вывод: если ножки циркуля зафиксировать, то он будет делать одинаковые по длине шаги.

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность, формировать положительное отношение к школе.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Интересно ли вам узнать новое?

- Как можно назвать людей, которые стремятся к новым знаниям?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет, что такие люди называются любознательными.

Воспитатель показывает детям циркуль (для интереса на циркуль можно надеть шарик с нарисованном на нем личиком) и рассказать, что циркуль тоже очень любознательный.

- Где можно получить новые знания и многому научиться? Воспитатель выслушивает ответы детей, после чего уточняет, что на свете много источников знаний, в том числе и школа.

Воспитатель рассказывает, что в математической стране, где живет циркуль, тоже есть школа.

- Хотите вместе с циркулем пойти в необычную школу и выполнить вместе с ним задания?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Дорога».

Дидактические задачи:

1. Актуализировать представления об отрезке (часть прямой, у которой есть начало и конец).

2. Сформировать представление о числовом отрезке, порядке чисел на нем.

Дети садятся за столы лицом к доске, на которой нарисован отрезок, по длине равный 4 шагам циркуля.

Воспитатель рассказывает, что это –дорога, которое ведет в школу.

- С помощью чего изображена дорога? (С помощью отрезка.)

- Докажите, что это- отрезок. (Отрезок- это часть прямой, у которой есть начало и конец.)

- Пошел Циркуль в школу.

Воспитатель ставит циркуль на начало отрезка-дороги, делает один шаг и ставит риску.

- Сколько шагов сделал циркуль? (Один.)

Воспитатель записывает число 1 под риской.

Далее циркуль делает второй (третий и четвертый) шаг. Воспитатель ставит риски и записывает числа.

- Сколько шагов сделал циркуль? (4 шага.)

- Сколько одинаковых отрезков нарисовано? (4 отрезка.)

- О чем рассказывает каждое число? (О том, сколько шагов пройдено, сколько одинаковых отрезков отложено.)

Воспитатель говорит детям, что весь путь, составленный из 4 одинаковых отрезков (показывает, называется числовым отрезком.

- Что происходит с числами при движении вправо по числовому отрезу? (Числа увеличиваются.)

- На сколько увеличивается каждое число при движении вправо? (На 1.)

- Что происходит с числами при движении влево по числовому отрезку? (Числа уменьшаются.)

- Насколько уменьшается каждое число при движении влево? (На 1.)

3. Затруднение в ситуации.

3.1. Игра «Волшебный отрезок» (начало).

Дидактические задачи:

1. Создать мотивационную ситуацию для формирования представления о способе присчитывания и отсчитывания единицы с помощью числового отрезка.

2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.

Воспитатель рассказывает:

- Пришел Циркуль в школу. Сел за парту. А учитель говорит: «Твой числовой отрезок- волшебный. Сего помощью легко складывать и вычитать.» Не знает Циркуль, как с помощью числового отрезка выполнять действия сложения и вычитания.

- Покажите Циркулю, как с помощью числового отрезка к 1 прибавить1.

Дети правильно выполняют сложение, но объяснить, как его выполнить с помощью числового отрезка, не могут.

- Смогли вы рассказать Циркулю, как с помощью числового отрезка складывать? (Нет.)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это делается.)

- Что нам сейчас нужно узнать (Как выполнять действия сложения и вычитания с помощью числового отрезка.)

4. Открытие нового знания.

4.1. Игра «Волшебный отрезок» (продолжение).

Дидактические задачи:

1. Сформировать представление о способе сложения и вычитания путем присчитывания и отсчитывания единицы на числовом отрезке, тренировать умение обосновывать свое мнение, опираясь на представление о порядке чисел на числовом отрезке,

2. Закрепить пространственные представления (право, лево).

3. Сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи его основных шагов, самопроверки по образцу.

- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно посмотреть в книге, можно попытаться догадаться самостоятельно, а потом проверить по образцу.)

- Что интереснее?

Воспитатель подводит детей к тому, что интереснее попытаться прийти к решению самостоятельно, а потом себя проверить.

Воспитатель раздает детям листы бумаги с нарисованными на них числовыми отрезками (листы заготовлены заранее).

Воспитатель пишет на доске: 1+1=

- Найдите на числовом отрезке число 1.

- О чем оно рассказывает? (О том, что пройден 1 шаг, отложен 1 отрезок.)

- В какую сторону надо двигаться, если мы хотим прибавить 1? Почему? (Вправо, потому что при движении вправо числа увеличиваются.)

- Сколько шагов вправо надо сделать, если мы хотим прибавить 1? (Надо сделать 1 шаг).

Воспитатель рисует на доске дугу со стрелкой от числа 1 к числу 2, а дети повторяют на своих листах.

- Какое число получили? (Число 2.)

Воспитатель дописывает равенство.

Далее воспитатель пишет на доске: 2+1=

-Расскажите, как вы будете выполнять сложение с помощью числового отрезка.

Дети с помощью воспитателя проговаривают:

«На числовом отрезке находим число 2. Нам нужно выполнить сложение, при котором число увеличится, поэтому будем двигаться вправо. Нам надо прибавить 1, поэтому вправо надо сделать 1 шаг. Получаем число 3.

Воспитатель на доске, а дети на листах проводят дугу со стрелкой от числа 2 к числу 3.

Воспитатель предлагает детям рассказать Циркулю, как с помощью числового отрезка выполнять сложение.

Дети вместе с воспитателем проговаривают вывод: для того чтобы с помощью числового отрезка к числу прибавить 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать шаг вправо.

Воспитатель вывешивает на доску опорную таблицу 1, хвалит детей и говорит, что дети догадались правильно, как складывать с помощью числового отрезка.

Воспитатель говорит, что Циркуль просит научить его вычитать с помощью волшебного числового отрезка. Воспитатель пишет на доске: 4-1=

- Какое число найдем первым на числовом отрезке? (Число 4.)

Дети находят число 4 на третьем отрезке, а воспитатель показывает на отрезке, нарисованном на доске.

- В какую сторону будем двигаться? Почему? (Двигаться надо влево, потому что при движении влево числа уменьшаются.)

- Сколько шагов надо сделать, если мы хотим отнять один? (1 шаг.)

Воспитатель рисует на доске дугу со стрелкой от числа 4 к числу 3, а дети повторяют на своих листах.

- Какое число получаем? (Число 3.)

Воспитатель предлагает детям от 3 отнять 1. Дети проделывают это с комментариями: «Находим число 3. От него делаем 1 шаг влево. Получаем число 2. Значит от 3 отнять 1, получается 2».

Воспитатель подводит итог, показывая на отрезке: для того чтобы с помощью числового отрезка от числа отнять 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать 1 шаг влево.

Воспитатель вывешивает на доске опорную таблицу 2.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Вдоль по отрезку».

Дидактические задачи:

1. Организовать двигательную активность детей.

2. Закрепить представление о выполнении операций сложения и вычитания на числовом отрезке способом присчитывания и отсчитывания единицы.

Воспитатель собирает детей около числового отрезка и рассказывает, что Циркуль никак не может запомнить, в каком случае в какую сторону двигаться.

Воспитатель предлагает детям помочь Циркулю и еще раз показать, куда надо двигаться по числовому отрезку при сложении и вычитании.

Дети встают лицом к числовому отрезку. Воспитатель объясняет, что если дается задание «прибавить 1», то дети должны сделать один шаг… (вправо) и сказать: «вправо». Если же дается задание «вычесть 1», то надо сделать шаг… (влево) и сказать: «влево».

5.2. Работа в учебнике-тетради (Игралочка – ступенька к школе». ч. 4 (1).

Дидактические задачи:

1. Тренировать умение выполнять операции сложения и вычитания на числовом отрезке способом присчитывания и отсчитывания единицы, уточнить представление о порядке следования чисел на числовом отрезке.

2. Тренировать умение печатать цифры в клетках.

3. Сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи его основных шагов, самопроверки по образцу.

№1. Стр. 35.

Решение первого примера разбирается. Воспитатель предлагает детям прочитать первый пример, который нужно решить

- От какого числа Циркуль начал движение? (От числа 2.)

- В какую сторону он пошел? (Влево.)

- Сколько шагов сделал? (1 шаг.)

- Какой результат получил? (Число 1.)

Воспитатель предлагает детям записать ответ в окошке.

Следующее задание дети выполняют с комментированием.

«Движение начали от числа 3 и сделали 1 шаг в право. Получили число 4.»

Следующие два задания дети выполняют самостоятельно. После этого воспитатель рисует и записывает на доске правильные решения по одному, для того чтобы дети могли проверить правильность выполнения задания.

После этого воспитатель задает детям вопрос:

- Чем похожи все примеры, которые мы сегодня решали? (Прибавляли и вычитали по 1.)

- Что значит «прибавить1»? (Назвать следующее число.)

- Что значит «отнять 1»? (Назвать предыдущее число.)

6. Осмысление (итог) занятия.

Дидактические задачи: сформировать опыт осмысления своей деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условия, которые позволили его достичь.

Воспитатель собирает детей около себя.

- С кем вы сегодня познакомились?

- Чем вы помогли циркулю?

- Что дало возможность научить Циркуль складывать и вычитать?

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Организованная образовательная деятельность в читальном зале»Фотоотчёт «Организованная образовательная деятельность в читальном зале» Почти год прошёл с нашего первого посещения городской библиотеки. За это время мы с детьми побывали там не раз, и всегда нас ждало что-то.

Интегрированная организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы». Доминирующая.

Консультация на тему: «Организованная образовательная деятельность на прогулке в старшей группе» (Из опыта работы)Консультация на тему: «Организованная образовательная деятельность на прогулке в старшей группе» (Из опыта работы) Консультация на тему: "Организованная образовательная деятельность на прогулке в старшей группе" (Из опыта работы)Природа - источник знаний.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Числовой отрезок». Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе
Опубликовано: 17 января 2025 в 12:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Числовой отрезок». Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тюнеева (УИ 3178286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД