Светлана Тюнеева
«Числовой отрезок». Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Материалы к занятию.
Демонстрационный: циркуль, опорная таблица 1 к заданию 4.1; опорная таблица 2 к заданию4.1.
Раздаточный: числовая линейка.
Предшествующая работа.
Накануне занятия воспитатель показывает детям циркуль, проводит с его помощью окружности, откладывает отрезки разной длины.
Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что расстояние между ножками циркуля можно менять, а можно зафиксировать.
Зафиксировав расстояние между ножками циркуля, воспитатель откладывает на листе (доске) в клетку два отрезка, длина которых равна, например, 8 клеткам. Отрезки нужно расположить в разных концах листа (доски).
- Как вы думаете, одинаковые или разные по длине шаги делает циркуль, когда ножки зафиксированы? Как проверить, одинаковой ли длины шаги делает циркуль? (Надо посчитать клетки.)
Дети пересчитывают клетки и убеждаются, что длина шагов циркуля одинакова.
Воспитатель делает вывод: если ножки циркуля зафиксировать, то он будет делать одинаковые по длине шаги.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность, формировать положительное отношение к школе.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Интересно ли вам узнать новое?
- Как можно назвать людей, которые стремятся к новым знаниям?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет, что такие люди называются любознательными.
Воспитатель показывает детям циркуль (для интереса на циркуль можно надеть шарик с нарисованном на нем личиком) и рассказать, что циркуль тоже очень любознательный.
- Где можно получить новые знания и многому научиться? Воспитатель выслушивает ответы детей, после чего уточняет, что на свете много источников знаний, в том числе и школа.
Воспитатель рассказывает, что в математической стране, где живет циркуль, тоже есть школа.
- Хотите вместе с циркулем пойти в необычную школу и выполнить вместе с ним задания?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Дорога».
Дидактические задачи:
1. Актуализировать представления об отрезке (часть прямой, у которой есть начало и конец).
2. Сформировать представление о числовом отрезке, порядке чисел на нем.
Дети садятся за столы лицом к доске, на которой нарисован отрезок, по длине равный 4 шагам циркуля.
Воспитатель рассказывает, что это –дорога, которое ведет в школу.
- С помощью чего изображена дорога? (С помощью отрезка.)
- Докажите, что это- отрезок. (Отрезок- это часть прямой, у которой есть начало и конец.)
- Пошел Циркуль в школу.
Воспитатель ставит циркуль на начало отрезка-дороги, делает один шаг и ставит риску.
- Сколько шагов сделал циркуль? (Один.)
Воспитатель записывает число 1 под риской.
Далее циркуль делает второй (третий и четвертый) шаг. Воспитатель ставит риски и записывает числа.
- Сколько шагов сделал циркуль? (4 шага.)
- Сколько одинаковых отрезков нарисовано? (4 отрезка.)
- О чем рассказывает каждое число? (О том, сколько шагов пройдено, сколько одинаковых отрезков отложено.)
Воспитатель говорит детям, что весь путь, составленный из 4 одинаковых отрезков (показывает, называется числовым отрезком.
- Что происходит с числами при движении вправо по числовому отрезу? (Числа увеличиваются.)
- На сколько увеличивается каждое число при движении вправо? (На 1.)
- Что происходит с числами при движении влево по числовому отрезку? (Числа уменьшаются.)
- Насколько уменьшается каждое число при движении влево? (На 1.)
3. Затруднение в ситуации.
3.1. Игра «Волшебный отрезок» (начало).
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для формирования представления о способе присчитывания и отсчитывания единицы с помощью числового отрезка.
2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.
Воспитатель рассказывает:
- Пришел Циркуль в школу. Сел за парту. А учитель говорит: «Твой числовой отрезок- волшебный. Сего помощью легко складывать и вычитать.» Не знает Циркуль, как с помощью числового отрезка выполнять действия сложения и вычитания.
- Покажите Циркулю, как с помощью числового отрезка к 1 прибавить1.
Дети правильно выполняют сложение, но объяснить, как его выполнить с помощью числового отрезка, не могут.
- Смогли вы рассказать Циркулю, как с помощью числового отрезка складывать? (Нет.)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это делается.)
- Что нам сейчас нужно узнать (Как выполнять действия сложения и вычитания с помощью числового отрезка.)
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Волшебный отрезок» (продолжение).
Дидактические задачи:
1. Сформировать представление о способе сложения и вычитания путем присчитывания и отсчитывания единицы на числовом отрезке, тренировать умение обосновывать свое мнение, опираясь на представление о порядке чисел на числовом отрезке,
2. Закрепить пространственные представления (право, лево).
3. Сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи его основных шагов, самопроверки по образцу.
- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно посмотреть в книге, можно попытаться догадаться самостоятельно, а потом проверить по образцу.)
- Что интереснее?
Воспитатель подводит детей к тому, что интереснее попытаться прийти к решению самостоятельно, а потом себя проверить.
Воспитатель раздает детям листы бумаги с нарисованными на них числовыми отрезками (листы заготовлены заранее).
Воспитатель пишет на доске: 1+1=
- Найдите на числовом отрезке число 1.
- О чем оно рассказывает? (О том, что пройден 1 шаг, отложен 1 отрезок.)
- В какую сторону надо двигаться, если мы хотим прибавить 1? Почему? (Вправо, потому что при движении вправо числа увеличиваются.)
- Сколько шагов вправо надо сделать, если мы хотим прибавить 1? (Надо сделать 1 шаг).
Воспитатель рисует на доске дугу со стрелкой от числа 1 к числу 2, а дети повторяют на своих листах.
- Какое число получили? (Число 2.)
Воспитатель дописывает равенство.
Далее воспитатель пишет на доске: 2+1=
-Расскажите, как вы будете выполнять сложение с помощью числового отрезка.
Дети с помощью воспитателя проговаривают:
«На числовом отрезке находим число 2. Нам нужно выполнить сложение, при котором число увеличится, поэтому будем двигаться вправо. Нам надо прибавить 1, поэтому вправо надо сделать 1 шаг. Получаем число 3.
Воспитатель на доске, а дети на листах проводят дугу со стрелкой от числа 2 к числу 3.
Воспитатель предлагает детям рассказать Циркулю, как с помощью числового отрезка выполнять сложение.
Дети вместе с воспитателем проговаривают вывод: для того чтобы с помощью числового отрезка к числу прибавить 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать шаг вправо.
Воспитатель вывешивает на доску опорную таблицу 1, хвалит детей и говорит, что дети догадались правильно, как складывать с помощью числового отрезка.
Воспитатель говорит, что Циркуль просит научить его вычитать с помощью волшебного числового отрезка. Воспитатель пишет на доске: 4-1=
- Какое число найдем первым на числовом отрезке? (Число 4.)
Дети находят число 4 на третьем отрезке, а воспитатель показывает на отрезке, нарисованном на доске.
- В какую сторону будем двигаться? Почему? (Двигаться надо влево, потому что при движении влево числа уменьшаются.)
- Сколько шагов надо сделать, если мы хотим отнять один? (1 шаг.)
Воспитатель рисует на доске дугу со стрелкой от числа 4 к числу 3, а дети повторяют на своих листах.
- Какое число получаем? (Число 3.)
Воспитатель предлагает детям от 3 отнять 1. Дети проделывают это с комментариями: «Находим число 3. От него делаем 1 шаг влево. Получаем число 2. Значит от 3 отнять 1, получается 2».
Воспитатель подводит итог, показывая на отрезке: для того чтобы с помощью числового отрезка от числа отнять 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать 1 шаг влево.
Воспитатель вывешивает на доске опорную таблицу 2.
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Вдоль по отрезку».
Дидактические задачи:
1. Организовать двигательную активность детей.
2. Закрепить представление о выполнении операций сложения и вычитания на числовом отрезке способом присчитывания и отсчитывания единицы.
Воспитатель собирает детей около числового отрезка и рассказывает, что Циркуль никак не может запомнить, в каком случае в какую сторону двигаться.
Воспитатель предлагает детям помочь Циркулю и еще раз показать, куда надо двигаться по числовому отрезку при сложении и вычитании.
Дети встают лицом к числовому отрезку. Воспитатель объясняет, что если дается задание «прибавить 1», то дети должны сделать один шаг… (вправо) и сказать: «вправо». Если же дается задание «вычесть 1», то надо сделать шаг… (влево) и сказать: «влево».
5.2. Работа в учебнике-тетради (Игралочка – ступенька к школе». ч. 4 (1).
Дидактические задачи:
1. Тренировать умение выполнять операции сложения и вычитания на числовом отрезке способом присчитывания и отсчитывания единицы, уточнить представление о порядке следования чисел на числовом отрезке.
2. Тренировать умение печатать цифры в клетках.
3. Сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи его основных шагов, самопроверки по образцу.
№1. Стр. 35.
Решение первого примера разбирается. Воспитатель предлагает детям прочитать первый пример, который нужно решить
- От какого числа Циркуль начал движение? (От числа 2.)
- В какую сторону он пошел? (Влево.)
- Сколько шагов сделал? (1 шаг.)
- Какой результат получил? (Число 1.)
Воспитатель предлагает детям записать ответ в окошке.
Следующее задание дети выполняют с комментированием.
«Движение начали от числа 3 и сделали 1 шаг в право. Получили число 4.»
Следующие два задания дети выполняют самостоятельно. После этого воспитатель рисует и записывает на доске правильные решения по одному, для того чтобы дети могли проверить правильность выполнения задания.
После этого воспитатель задает детям вопрос:
- Чем похожи все примеры, которые мы сегодня решали? (Прибавляли и вычитали по 1.)
- Что значит «прибавить1»? (Назвать следующее число.)
- Что значит «отнять 1»? (Назвать предыдущее число.)
6. Осмысление (итог) занятия.
Дидактические задачи: сформировать опыт осмысления своей деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условия, которые позволили его достичь.
Воспитатель собирает детей около себя.
- С кем вы сегодня познакомились?
- Чем вы помогли циркулю?
- Что дало возможность научить Циркуль складывать и вычитать?