Малимон Ирина
Организованная образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо-картофель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и расширить знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.
Задачи:
- познакомить детей с историей появления картофеля в Европе и на Руси;
- познакомить детей c основными компонентами в составе картофеля;
- создать условия для выявления и получения крахмала из картофеля;
- развивать навыки проведения лабораторных опытов; соблюдать необходимые меры безопасности;
Публикация «Организованная образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности „Чудо-картофель“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Картофель, картошка
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Темочки
- учить детей вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре; продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего;
- учить делать простые умозаключения;
- развивать умение работать в группе;
- организовать двигательный режим детей;
- способствовать воспитанию самостоятельности, чувства коллективизма.
Оборудование: фартуки, марля, салфетки, клубни картофеля, лупы, овощи, йод, пипетки, необходимая посуда для проведения экспериментов, мнемотаблица, карточки – схемы для фиксации опытов.
Подготовительная часть.
- Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте, скажем всем: - «Здравствуйте!»
- Ребята, давайте поздороваемся друг с другом ладошками, создадим хорошее настроение и дружескую атмосферу.
- Ребята, а вы не хотите спросить меня: «Почему я в белом халате?» Я решила заняться наукой, все учёные ходят в белых халатах. Только я очень расстроилась, все мои научные записи, которые выполнила, не сохранились на флэшке. Я так расстроилась, что забыла, с каким овощем проводила
опыты. Осталась только загадка. Может вы мне поможете отгадать её?
- Что копали из земли?
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили? (Картофель)
Основная часть
Ребята, вы помогли мне вспомнить: овощ, над которым я работала – это картофель.
Мы должны с вами восстановить сведения о картофеле. Согласны? Значит, темой нашего исследования будет картофель. Мы с вами займёмся сбором информации о картофеле. Повторим: откуда мы можем добыть знания? (методы исследования) : вспомнить сведения из личного опыта, понаблюдать, спросить у взрослых, у специалистов, посмотреть в книге, посмотреть в интернете, провести опыт.
Что вы знаете о картофеле? ( дети: картофель – это овощ, который мы употребляем в пищу).
- Сейчас мы выясним, сможете ли вы найти картофель среди других овощей.
Прежде чем картофель рассмотреть, выполним упражнение для глаз.
Зрительная гимнастика
Чтобы зоркими нам быть,
Нужно глазками крутить.
Глазки – влево, глазки – вправо,
Вверх и вниз, и всё сначала.
Зорче глазки, чтоб глядели,
Нужно глазки открывать,
Чудо чтоб не прозевать.
Наблюдение. Рассматривание картофеля.
- Давайте внимательно рассмотрим картофель.
Возьмите по клубню картофеля. Что вы можете рассказать о картофеле? Какой картофель по цвету? Какой формы бывает? Какой картофель на ощупь? (твёрдый, гладкий и шершавый). Возьмите лупы и рассмотрите: что есть у картофеля? (Глазки) Из глазков появляются ростки. Обратите внимание на белые ростки, потом они станут зелёными – это начало роста картофеля.
- Назовите любимое блюдо из картофеля.
Ребята, давайте мы обобщим всё, что мы с вами говорили о картофеле и расскажем с помощью таблицы. Она наша помощница. Рассказ – обобщение по мнемотаблице.
Слово специалисту медсестре Наталье Алексеевне «Как картофель нас лечит». - Ребята, картофель нужен людям не только для еды. Он - хорошее лекарство. Может быть вы знаете, как лечатся картошкой?
Дети: Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки. А ещё сырой картофель прикладывают к ожогам.
- Вот так чудо этот картофель!
Наблюдение из личного опыта, из опыта взрослых.
- Скажите, а ваши родители выращивают картофель? А вы помогаете им в этом? Что нужно сделать, чтобы вырастить хороший урожай картофеля?
Дети рассказывают.
Легко вырастить картофель?
Вывод: много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель.
Игра по командам «Кто быстро и правильно посадит картофель»
Исторические факты. Презентация «Откуда картофель родом?».
У меня сегодня есть два помощника Артём и Фёдор, которые с помощью родителей подготовили нам интересные факты о картофеле.
- Ребята, а вы знаете, какой народ стал первым употреблять картофель в пищу? Где находится родина картофеля?
Сейчас мы послушаем интересные истории: «Родина картофеля», «Как картофель появился в России?»
1. Много тысяч лет назад картофель появился в Южной Америке. Древние люди, после неудачной охоты на диких зверей, искали в земле съедобные корешки. Им посчастливилось найти в земле клубни картофеля. Испанские моряки побывали в Южной Америке и индейцы угостили их картофелем. Он им очень понравился и моряки привезли картофель в Европу.
2. В Россию картофель попал при царе Петре Первом. Он завёз его из Голландии. Крестьяне отказывались разводить картофель. Они называли его «чёртово яблоко».
Физминутка.
Картошка в чёрной земле сидела. Ни на кого не глядела.
(Руки на поясе, повороты головы в стороны).
Дождём её поливало, солнышком пригревало, картошка подрастала.
(Ладони рук вверх, сжать в кулаки, опустить к плечам, встать на носочки, потянуться вверх).
Осенью время настало – картошка созрела.
Большая и вкусная стала. (Пальцы рук сцеплены, руки в форме круга).
Мы лопату возьмём и копать её пойдём. (Наклоны вниз).
Много накопали – угощать всех стали. (Движения рук от груди вперёд).
- Показываю детям варёный картофель. Ребята, почему сваренный картофель рассыпчатый?
Какие вещества есть в картофеле? Хотите узнать? - Цель: узнать состав картофеля.
- А теперь мы отправимся в центр научной лаборатории. Будем проводить опыты. Это самый интересный метод исследования. Как нужно вести себя при проведении опытов?
Повторение основ безопасности (наглядность).
Пальчиковая гимнастика.
Мы картошку режем, режем.
Много, много мы нарежем. (Движения рёбрами ладоней вперёд – назад)
Всё в кастрюльку положили. Плотно крышкою закрыли.
Картошка варится, кипит, «буль – буль» - говорит.
(Хлопки горизонтально расположенными ладошками).
Мы толкушку возьмём и картошку помнём. (Постучать кулачком о кулачок).
А теперь не стесняйтесь -угощайтесь.
(Ладони направлены от себя).
Цель: узнать состав картофеля. Какие вещества есть в картофеле? Хотите узнать?Подходим к столу. Что вы видите?
Опыт №1. Натрём сырой картофель на терке и получим жидкую кашицу (воспитатель заранее готовит тёртый картофель для детей). Затем через марлю отожмём жидкость. Что вы увидели? Сделаем вывод.
Дети: В картофеле много воды.
Пока мы поиграем. А затем продолжим наш эксперимент.
Игра «Горячая картошка». Пословицы и поговорки о картофеле.
Картошка да каша – еда наша.
Картошку копать, не руками махать.
Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
Без труда картошка не родится никогда.
Картофель – хлебу подспорье.
Картофель поспела – берись за дело.
Проголодаешься – картофель посадить догадаешься.
Голодному и картошка лакомство.
Возвращаемся в лабораторию.
Опыт №2 Сливаем жидкость
Смотрим результат: образуется белый осадок. А вы знаете что это? Вывод: в картофеле содержится крахмал. Надо доказать, что это крахмал. Наличие крахмала в продуктах можно проверить йодом.
Чтобы доказать, содержится ли в картофеле крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда йод станет тёмно-синего цвета.
Вывод: в продукте есть крахмал. Картофель посинел.
Осадок если высушить, он становится сухим, похожим на муку. Это крахмал.
Опыт №3 У нас есть сухой крахмал. Мы не будем ждать, когда он высохнет.
Цель: учить отличать крахмал от муки на ощупь и по цвету.
Предлагаю рассмотреть 2 белых вещества: крахмал и муку. Задание: определить название вещества по внешнему виду и на ощупь; уточнить сходство и различие веществ. Предлагаю детям взять в каждую руку по щепотке муки и крахмала. Сравнить их, растерев между пальцами. Уточнить разницу (крахмал поскрипывает, мука мягкая). Вывод: мука мягкая – не скрипит; крахмал – скрипит.
Поговорим о цвете этих веществ.
Сравним эти вещества с полосками белого цвета. (Дети сравнивают)
Вывод: мука желтовата; крахмал – белого цвета.
А теперь скажите и покажите, в каком блюдце мука, а в каком крахмал? (Крахмал светлее, чем мука).
На что похож крахмал? (на муку). Поэтому называют крахмал картофельной мукой.
Опыт №4 Как узнать, содержится ли крахмал в других овощах? При помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал. Дети проводят опыт: капают йодом на овощи (огурец, помидор, лук, капуста, морковь, чеснок, перец сладкий, редиска). И все наблюдают, поменял ли йод цвет.
- В каких овощах есть крахмал? Какой можно сделать вывод?
Вывод: крахмал есть только в картофеле. Давайте в карточках зафиксируем этот результат. (+ есть крахмал, а – нет крахмала).
Для чего нужен крахмал?
Дети: Крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты, одежду.
- Правильно. Вот сравните 2 салфетки: одна накрахмаленная, а другая – нет. Заметили разницу?
Мы можем сказать, что картофель – это чудо продукт. Как вы думаете много вы сегодня узнали о картофеле? Что мы узнали о картофеле из опытов?
- Картофель состоит из воды и крахмала.
- Крахмал содержится только в картофеле.
- Крахмал при взаимодействии с йодом становится тёмно-синего цвета.
Подведение итогов в виде викторины «Я знаю, что.».
- Кто привёз первые клубни картофеля из Голландии в Россию? (Пётр Первый)
- Родина картофеля – это? (Южная Америка)
- Как в старину называли картофель? («чёртово яблоко»)
- Что такое «картошка в мундире»? (картошка, приготовленная в кожуре)
- Как называется насекомое – вредитель, поедающее картофель?
- Можно ли употреблять в пищу зелёные клубни картофеля?
- Съедобны ли плоды-ягоды картофеля?
- Какие пословицы знаете про картофель?
На этом наше занимательное дело о картофеле сегодня закончено. Как вы думаете, вы всё узнали о картофеле? А вы хотели бы и дальше пополнить свои знания об этом овоще?
А вас я хочу поблагодарить за работу маленькими сувенирами. Поблагодарить родителей за помощь в организации выставки поделок из картофеля.